На прошедшей неделе, когда рубль снова потерял в цене, а рейтинговое агентство Standard & Poor понизило суверенный кредитный рейтинг России до мусорного уровня, российское правительство обнародовало свой «антикризисный» план стоимостью в 2,3 триллиона рублей.
Кремль надеется, что этот план поможет ему вывести страну из текущей рецессии. Ранее на этой неделе президент России Владимир Путин заверил российскую общественность, что этот план принесет стабильность. «Добиться этой цели [социальной стабильности] можно только в том случае, если будут сохранены приемлемые параметры в экономике. Прежде всего, это связано с бюджетом, с инфляцией, с уровнем внешнего долга, с сохранением резервов, — сказал президент. — Это все то, чем мы по праву гордились последние годы, это называется макроэкономической стабильностью».
Тем не менее, российские эксперты выражают сомнения. Их главный аргумент заключается в том, что этот план не предлагает никакого нового подхода для борьбы с текущим кризисом, который сильно отличается от последнего экономического кризиса, охватившего Россию в 2008-2009 годах. По словам директора ФБК Института стратегического анализа Игоря Николаева, авторы плана «действуют примерно так же, как действовали шесть лет назад — по принципу "зальем деньгами, а там, может быть, все закончится, цены на нефть снова отскочат”». По словам Николаева, основные пункты этого плана почти такие же, как и в период глобального финансового кризиса, но «надо учитывать, что это другой кризис».
«Антикризисная программа, — пишет директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин, — в своей налоговой части не отвечает ни на один из поставленных кризисом вопросов».
«Это типичная правительственная программа. Она фокусируется на субсидиях, — считает Иван Чакаров, экономист «Ситибанка», как сообщает издание Reuters. — Я не увидел никаких конкретных мер, которые можно было бы назвать структурной реформой, это все одни разговоры». Чакаров добавил, что план довольно туманный, потому что российскому правительству еще только предстоит пересмотреть свой бюджет и макроэкономические прогнозы на 2015 год.
Как сообщают российские и западные источники, в 2,3 триллиона рублей, которые фигурируют в антикризисном плане, вошел тот триллион рублей, который в декабре 2014 года был выделен на докапитализацию банков из бюджета 2014 года. Таким образом, новый антикризисный план включает в себя только 1,3 триллиона из новых источников финансирования. И, по мнению некоторых аналитиков, России потребуется больше средств, чтобы поддержать банковский сектор.
Текущие экономические проблемы России гораздо серьезнее, чем те трудности, с которыми Россия столкнулась в 2008 году. «Внешне проявления мы наблюдаем такие, как будто это мягче, чем 2008-2009 годы, — сказал первый вице-премьер России Игорь Шувалов ранее в январе. — Но это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности мне представляется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис».
Во-первых, у России больше нет таких запасов валютных резервов, которые были в ее распоряжении в 2008 году. Хотя может показаться, что в целом ее резервы велики, объем резервов, которые можно использовать, весьма ограничен. Цены на нефть стремительно падают. Уровень инфляции уже достиг двузначных показателей. Более того, годы коррумпированной и неэффективной экономической политики режима Путина привели к стагнации. Западные санкции, введенные в ответ на агрессию Путина на Украине, усугубляют экономические проблемы России.
Кремль продолжает обвинять Запад в своих несчастьях и призывать россиян, следуя давней традиции, мужественно переносить все тяготы. И как всегда он продолжает обещать стабильность. Однако в текущей экономической ситуации ожидать стабильности не приходится.