Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наступление боевиков и российских войск на Донбассе, публичный отказ боевиков соблюдать условия Минских соглашений снова сделали актуальным вопрос о необходимости действенного, работающего плана по прекращению насилия в регионе. Стране удалось выстоять 11 месяцев развязанной Россией «гибридной войны». Но для того, чтобы победить в ней, Украине необходимо добиться не «гибридного» мира, а настоящего.

Наступление боевиков и российских войск на Донбассе, обстрелы в Донецке, Мариуполе и Волновахе, публичный отказ боевиков соблюдать условия Минских соглашений снова сделали актуальным вопрос о необходимости действенного, работающего плана по прекращению насилия в регионе. Стране удалось выстоять 11 месяцев, развязанной Россией «гибридной войны». Но для того, чтобы победить в ней, Украине с помощью союзников необходимо добиться не «гибридного» мира и такой же победы, а настоящего.

Иначе, как справедливо отмечает директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин, «Мы всегда будем иметь дело с самовосстанавливающей гидрой, которая появляется на месте уже якобы побежденного противника». Чтобы заполучить победу, Украине необходимо ответить на весь комплекс вызовов, который несет в себе «гибридная война». Кроме ответа на ее военную составляющую, где по сравнению с ситуацией 11-месячной давности достигнут очень большой прогресс, нужно выиграть у Москвы на фронте дипломатическом.

В реализации практического механизма прекращения боевых действий на Донбассе. Для этого необходимо, во-первых, комплексно проанализировать все сильные и слабые стороны Минских договоренностей. Во-вторых, определить, почему они не были выполнены. В-третьих, разработать на основе Минских договоренностей четкую и детальную схему выполнения всеми сторонами мирных соглашений.

Минск как каркас

В Минских соглашениях зафиксированы все основные шаги, которые в случае их обеспечения, способны принести мир Донбассу и вернуть эти территории Украине. И велосипед тут изобретать не нужно. Именно поэтому, ни о каком пересмотре Минских договоренностей речи быть не может.

Сегодня главный вопрос в том, как именно заставить стороны конфликта, в первую очередь, россиян и боевиков из «ДНР» и «ЛНР», выполнять эти шаги. Один из основных недостатков этих соглашений — отсутствие конкретных шагов для достижения деэскалации.

Из 12 пунктов Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы и 9 пунктов минского Меморандума только один пункт — №4 Меморандума — содержит обозначение конкретных деталей. В нем речь идет об отводе тяжелого вооружения в зависимости от калибра и типа оружия. При этом ни в этом пункте Меморандума, ни в других положениях документов не указаны ответственные за выполнение планируемых мер и не прописаны механизмы контроля за достижением договоренностей.

Переиграть Путина

С учетом изначального настроя России на длительную дестабилизацию ситуации на Донбассе, неуспех Минских соглашений был заложен еще на этапе принятия этих документов. В Минске Москве удалось, во-первых, своими дополнениями и «инициативами Путина» размыть, а местами и нивелировать комплексное видение достижения мира на Донбассе, содержавшееся в изначальном «Мирном плане Порошенко». А во-вторых, уготовить Минскому меморандуму судьбу Будапештского. На выходе получилась лишь общую декларацию, за нарушение которой конкретного виновника определить и наказать нельзя.

И вот уже пятый месяц после подписания мирных соглашений, на Донбассе продолжается война, ответственность за которую стороны исправно возлагают друг на друга. Параллельно и Украина, и мир призывают вернуться к соблюдению Минских соглашений, которые на практике в полном объеме не соблюдались и ранее. Поэтому недавнее громко прозвучавшее заявление боевиков о выходе из этих соглашений, лишь зафиксировало де-факто существующую с сентября ситуацию.

Нужно «перезагрузить» Минские договоренности. Необходимость такого шага просчитывалась экспертами более трех месяцев назад, еще в ноябре прошлого года. После массовой гибели мирных людей в Мариуполе, разработка детального пошагового плана деэскалации ситуации на Донбассе — приоритет №1. И нужно сделать все для того, чтобы в новом дипломатическом раунде России не удалось снова отделаться формальным документом с общими призывами.

Поэтому в новом варианте мирного договора должны быть «железобетонно» зафиксированы:
— сроки предпринимаемых действий;
— пошаговый алгоритм их реализации;
— ответственные за выполнение данных шагов;
— прописан механизм введения серьезных санкций против нарушителя.

Задача — максимально закрыть для российской стороны возможность двоякой интерпретации шагов по мирному урегулированию, уклонения от их выполнения. К этой практике Москва успешно прибегает на всем протяжении украинского кризиса. Она старается сохранить максимально возможную «мутную воду» на Украинском вопросе. И, надо признать, периодически получает солидные «уловы». Для решения этой задачи Украине и ее западным союзникам нужно добиться повышения политического веса мирных соглашений. Задача будет решена только в том случае, если под мирными соглашениями будет стоять подпись самого Путина.

В этом случае можно будет говорить о конкретной ответственности России и лично Путина за соблюдение пунктов мирного плана и новых санкциях в случае нарушения договоренностей. Добиться этого можно, усадив хозяина Кремля за стол переговоров с партнерами, которых он воспринимает как равных. Это, в первую очередь, США, а также Евросоюз. То есть, уже доказавший свою эффективность Женевский формат переговоров. Именно из-за того, что запросто отказаться перед Вашингтоном и Брюсселем от данных обязательств у Путина не получится, Москва всеми силами старается не допустить этого формата.

Изменение формата и прямое обязательство Путина, а не посла РФ на Украине Зурабова, перед США, а не перед ОБСЕ и Киевом, поспособствует деэскалации ситуации на Донбассе — придаст совсем другой вес документам. И обеспечит гораздо более серьезный контроль за их выполнением, нежели в случае с Минскими договоренностями. «Потому что одно дело в Минске подписаться подписью посла своего. А другое — когда уже надо будет отвечать совсем на другом уровне», — констатирует представлявший Украину на сентябрьских переговорах в столице Белоруссии Леонид Кучма.