Душанбе — В Таджикистане встревожены ситуацией на границе с Афганистаном. В Душанбе говорят об участившихся перестрелках на южных рубежах и ожидают помощи в их укреплении от партнеров.
Власти Таджикистана встревожены ситуацией на границе с Афганистаном. Руководители правоохранительных органов страны заявляют о скоплении большого числа вооруженных отрядов на афганском берегу реки Пяндж. Силовики говорят о возможных угрозах и укрепляют пограничные войска. Эксперты же пытаются спрогнозировать вероятные сценарии развития событий на южных рубежах Таджикистана.
Попытки прорыва
В 2014 году таджикские военные зафиксировали более 100 нарушений режима охраны таджикско-афганской границы, в том числе с использованием оружия. С начала этого года хроника учебно-боевой деятельности таджикских пограничников пополнилась новыми событиями. В январе они пресекли уже четыре попытки вооруженного прорыва границы. Вылазки ее нарушителей становятся все более дерзкими.
Так, 19 декабря 2014 года группа боевиков захватила в заложники четверых таджикских военнослужащих. Переговоры по их освобождению продолжаются до сих пор. 18 января на шуроабадском участке в результате стрельбы с афганской стороны получил огнестрельное ранение представитель погранвойск Таджикистана. Участившиеся боестолкновения заставили Душанбе укрепить подразделения, отвечающие за охрану границы с Афганистаном. С 28 декабря они несут службу в усиленном режиме.
Переход к нему совпал с выводом основного контингента Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана и заявлениями ряда российских дипломатов. Так, спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов 29 декабря в интервью «Интерфаксу» рассказал о концентрации вдоль таджикско-афганской границы вооруженных отрядов численностью до пяти тысяч человек. Кабулов предположил, что в 2015 году боевики могут активизироваться.
В январе свои опасения по поводу ситуации на таджикско-афганской границе высказал министр внутренних дел Таджикистана Рамазон Рахимзода. Он сообщил, что отряды боевиков, сконцентрировавшиеся на афганской стороне границы, являются подразделениями «Талибана» и Исламского движения Узбекистана.
Возможные сценарии
Глава душанбинского Центра геополитических исследований Гузель Майтдинова в интервью DW прогнозирует два возможных варианта развития событий на границе в 2015 году. Она считает, что, возможно, отряды боевиков в северных афганских провинциях будут заняты исключительно внутренними делами, подчиняясь установкам пуштунских командиров, которые не раз заявляли об отсутствии интереса к бывшим советским республикам.
Второй возможный сценарий — отряды исламских радикалов, составленные из числа выходцев из постсоветских стран, попытаются пробиться через таджикско-афганскую границу. «Но не думаю, что они начнут масштабное наступление. Скорее всего, попробуют просочиться небольшими группами, чтобы осесть в одной из центральноазиатских стран, возможно, с целью поиска сторонников», — объясняет Майтдинова. И добавляет, что в этом случае стоит ждать роста напряженности в районе Ферганской долины, где сохраняются межэтнические противоречия, усугубляемые экономическими проблемами.
По ее словам, вывод международных сил из Афганистана и нынешнее обострение обстановки на границе совпали по времени с ужесточением миграционного законодательства в России. Есть вероятность, что сотни тысяч людей из числа бывших трудовых мигрантов вернутся в Таджикистан, оказавшись в списке невъездных в РФ. В условиях дефицита рабочих мест дома существует риск, что некоторая часть бывших гастарбайтеров может примкнуть к экстремистским группировкам.
«Власти страны могли бы предложить России по линии ОДКБ отменить применение миграционных правил в отношении таджикских граждан и объявить амнистию с целью недопущения социально-политической напряженности», — указывает Майтдинова.
Горячие рубежи
Общая протяженность таджикско-афганской границы составляет 1344 километра. Это около 60 процентов всей бывшей советско-афганской границы. Сегодня Душанбе направил для ее охраны порядка 16 тысяч пограничников — почти в два раза меньше, чем использовал СССР в 1980-е годы. По сравнению с теми временами и периодом с 1992 по 2005 годы, когда в Таджикистане находились российские пограничники, заметно и другое качественное отличие — у таджикских пограничников нет авиационной поддержки и не хватает современных систем охраны рубежей страны.
Подсчитано, что обустройство таджикско-афганской границы потребует не менее 45 миллионов долларов. Эта цифра была озвучена в марте 2014 года на международной конференции, посвященной пограничному взаимодействию Таджикистана и Афганистана. Тогда же Душанбе запросил помощь у партнеров.
23 сентября 2013 года на Совете коллективной безопасности ОДКБ было принято решение об оказании Таджикистану военно-технической помощи на Укреплении потенциала пограничных войск. Но до сих пор данное решение полностью не выполнено, сетуют в Душанбе. «Если Россия и страны ОДКБ будут тянуть с обещаниями, Таджикистан, скорее всего, вынужден будет обратиться за поддержкой к другим партнерам — Китаю, Индии или Европейскому Союзу», — подвел итог таджикский эксперт по проблемам безопасности Комеб Джалилов.