Министр иностранных дел Даниэл Митов публично опроверг утверждения, что недавно начавшаяся проверка мобилизационной готовности болгарских войск является подготовкой к войне. «Нет прямой угрозы нашего вовлечения в войну, но мы должны быть подготовленными», — заявил он, напомнив, что проверка мобилизационной готовности является не прецедентом, а рутинной практикой. Тон, которым было сделано это заявление, говорит о том, что утверждения о подготовке к войне с Россией натянули до предела нервы главы болгарского МИД.
Даниэл Митов не счел необходимым уточнять, что автором взбесивших его заявлений является лидер националистической партии «Атака» Волен Сидеров, но в этом не было никакой необходимости, так как никто иной и не выражал подобную позицию. Тем не менее, острым и нетипичным для дипломатии тоном министр Митов заявил, что заявления о намерениях, якобы, разместить оружия, в том числе ядерные, в районе приморского городка Шабла на северо-востоке Болгарии, являются «безобразием и истерией», которым надо положить конец. Он также оценил как «сумасбродство» мнения, что кто-нибудь угрожает Болгарии или же она угрожает другим государствам. В качестве доказательства нежелания войны против России министр указал на предпринятые против нее санкции. Они, по его мнению, являются единственным инструментом, при помощи которого Европа может повлиять на политику Кремля. Солидарность, которую Болгария проявила к этим санкциям, высший болгарский дипломат оправдал не только исполнением решений Брюсселя, но и желанием нашей страны соблюдать нормы международного права.
Не менее язвителен в своих комментариях по вопросу был и министр обороны Николай Ненчев, который напрямую обвинил Москву в нагнетании напряжения и вселении паники в Болгарию путем распространения недостоверной информации. Он выразил подозрения, что в России есть информационный центр пропаганды, проводником идей которого в Болгарию является партия «Атака», постоянно распространяющая заявления в подобном духе. С тем, чтобы в хоть какой-то мере смягчить эффект от необычайно острых слов министра Ненчева, из пресс-службы Министерства обороны пояснили, что ощущенье главы ведомства о наличии центра пропаганды не основано на информации, поданной военными разведчиками, и я является его личным «выводом».
Тем не менее, министр Митов заявил, что в целом нет «похолодания» в двусторонних отношениях с Россией, переговоры с Москвой продолжаются и в них болгарская сторона придерживается национальной позиции о взаимопонимании с Россией. Но даже если это и на самом деле так, то последние эпизоды вспышки напряженности свидетельствуют о том, что эти отношения нуждаются в успокоении и стабилизации. По всему видно, однако, что в настоящей конфликтной политической обстановке, в рамках которой Болгария и Россия оказались на разных полюсах, это не произойдет ни легко, ни скоро.
Что касается напряжения между правящими и партией «Атака», то это не сюрприз. Крайние заявления Сидерова вызывают напряжение в обществе не впервые. Пример тому его недавний прогноз о том, что 2015 будет годом непредвиденных событий, Евросоюз, к которому принадлежит и Болгария, обречен на распад, а Европе предстоят общественные волны протеста против нынешней антинародной политики европейских лидеров. По его мнению, также наступит разделение между Атлантическим и Евразийским миром, и Болгарии придется принимать кардинальные решения, учитывая, что Европейский союз — это большой обман, а будущее принадлежит Евразии. В этой запутанной картине националистический лидер даже умудрился усмотреть параллель между его собственной партией и греческой «Сиризой». Но это уже другая предвыборная тема, отраженная сквозь призму мнения крайнего националиста, симпатизирующего Евразии.