Старшая дочь недавно нанесла визит в ближайший супермаркет бюджетной сети «Дикси» и возбужденно сообщила мне: такого шока от роста цен и сокращения ассортимента она не могла себе представить и в самом кошмарном сне. «Это что! — ответил мудрый и опытный отец (то есть я). — Все равно дела обстоят лучше, чем в 1991 году, когда даже в Москве на полках магазинов часто лежали пластиковые пакеты — и больше ничего». Не думаю (пока не думаю), что до такого дойдет, но экономическая ситуация удручает все сильнее.
За последние 30 лет моя страна пережила три кризиса — в конце 80-х — начале 90-х годов, в 1998-м, и 2008-2009 годах. Нынешний — четвертый. Каждый из них по-своему отражал этапы развития государства и способность политического руководства реагировать на вызовы времени.
Гуляш, дефолт и либертарианец Примаков
В последние годы существования СССР Политбюро и Совмин пытались развивать нечто вроде венгерского «гуляшного социализма», не осознавая, что в стране, в отличие от Венгрии, не знавшей частной собственности 70 лет, это невозможно. Привнесение любого рыночного элемента в тотально-плановую экономику не могло не закончиться летальным исходом для системы.
В последние два года правительство Николая Рыжкова и Валентина Павлова пыталось справиться с коллапсом всем известным ему набором мер советского государственного регулирования — от контроля цен через введение карточек на сахар, водку и табак, до конфискации сбережений в 1991 году. Это лишь ускорило крах системы.
В 1998 году дефолт стал драматическим, но неизбежным шагом кабинета Сергея Кириенко. Ведь объявление об отказе платить по долгам — тоже своего рода стратегия, пусть и вынужденная. За дефолтом последовал едва ли не месяц дискуссий в Государственной думе о путях выхода из ситуации и две попытки президента Бориса Ельцина вновь назначить на пост премьера Виктора Черномырдина (вы не поверите, но было в совсем недавней российской истории и такое).
Затем в Белый дом на Краснопресненской набережной въехал Евгений Примаков — и не стал делать вообще ничего! Кабинет, в котором число чиновников советской эпохи сначала шокировало многих журналистов и экспертов, оказался самым либертарианским правительством в истории России. Оно вообще не стало вмешиваться в положение дел — и уже через полтора-два года экономика ожила. Причем, случилось это еще до бума нефтяных цен.
Вчерашние рецепты для сегодняшнего кризиса
В 2008-2009 годах кабинет тогдашнего премьера Владимира Путина использовал для борьбы с кризисом метод «залива проблем деньгами». Можно спорить, насколько правильным было это решение, но оно логично вытекает из двух вещей — оценки кризиса как потенциально краткосрочного (оправдавшиеся лишь отчасти) и наличия немалых запасов Резервного фонда (мол, «зачем копили, если не на черный день!»). Судя по всему, этот выбор был ошибочным. 2008-2010 годы были последним шансом провести глубокие структурные реформы в условиях мягкого авторитаризма и, в целом, благоприятного для этого общественного климата.
Сегодня масштаб кризиса стремительно приближается к показателям 2008 года, а внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуации намного хуже, чем были шесть лет назад. Начиная с первой волны санкций ЕС и США, представители бизнеса отчаянно призывали Кремль: Используйте кризис для раскрепощения энергии бизнеса! Призывы услышаны не были. Пожар тушат старыми средствами — накачивают экономику деньгами. Триллионная «докапитализация банков» и антикризисный план правительства, предполагающий раздачу средств стратегически важным отраслям, плюс поддержка госкорпораций из средств Фонда национального благосостояния, — это методы директивной экономики тотального контроля.
Если бы в конце восьмидесятых у СССР не кончились деньги, проблемы решались бы именно так. На этом фоне не удивительно, что звучат требования президента Путина к губернаторам «следить за ценами» в регионах и пресекать их необоснованное повышение, и свежее предложение о возрождении практики отправки студентов на сельхозработы.
В надежде на «отскок»
По-своему, это даже логично. Российское руководство не собирается отказываться от идеи полного контроля над экономикой. Бизнес — что большой, что мелкий — оно неизменно подозревает либо в жульничестве, либо в политической неблагонадежности. Конфликт с Украиной и санкции лишь убеждают Кремль, что ничто нельзя «пускать на самотек». В этих условиях остается лишь призывать как предпринимателей, так и граждан вообще к терпению и мобилизации.
Высокопоставленный сотрудник одного из государственных банков сказал мне на днях: «Структура директивного управления экономикой развалилась вместе с Советским Союзом. Ни за пару месяцев, ни даже за пару лет ее не восстановишь. Остается надеяться на «отскок» цены нефти и усталость европейского бизнеса от санкций». На вопрос «Что будет, если нефть не «отскочит», а санкции сохранятся?» ответа я не получил.