Тема России, мечтающей о восстановлении империи, продолжает муссироваться в эстоноязычных СМИ. Читайте, какие доводы в пользу этой теории привел известный эстонский политолог, ориентируясь на слухи о том, что одна из наиболее приближенных к российской власти групп якобы придумала план, как возродить империю, «объявив ничтожным суверенитет, достигнутый отколовшимися республиками, в результате «исторической ошибки».
Оставив в стороне вопросы о достоверности этих слухов, можно, тем не менее, порассуждать, могут ли быть у подобных желаний и страхов какие-либо основания, считает Кармо Тюйр. Итак, для того, чтобы начать действовать в какой-нибудь сфере, необходимы по меньшей мере четыре-пять компонентов. Посмотрим же, что найдется в арсенале у Москвы.
План. Да, несомненно, несколько российских ведомств и объединений интеллектуалов, оплачиваемые аналитики и самодеятельные гиганты мысли занимаются тем, что рисуют на картах схемы.
Навыки. Как совершить в государстве X госпереворот, организовать революцию или просто убрать неудобное лицо с поста руководителя? О, этого умения с лихвой хватает как у Москвы, так и у других столиц, планирующих большие игры. И все это десятки раз совершали как в теории, так и на практике.
Средства. Люди и деньги, техника и технология, все это, конечно, в распоряжении Кремля имеется. Однако к прямым расходам всегда добавляются косвенные. Для ликвидации одного руководителя государства достаточно провести одноразовую операцию. С заменой посредством выборов надо возиться больше, и никогда нельзя быть уверенным в результате. В информационной войне Москва, по своему разумению, сильна, но зачастую стреляет сама себе в ногу. Главное же — то, что поставленное марионеточное правительство придется и содержать, а вот на это, по крайней мере сейчас, в российской казне денег не слишком много.
Воля. Политическая воля тратить ресурсы своей страны, чтобы содержать присоединенные территории …хммм. С этим сложно. Территорий ведь хочется, геополитическое пространство для маневрирования и геостратегические и геоэкономические преимущества тоже не помешали бы. Однако и самую неистовую волю рано или поздно начнут обуздывать, так сказать, здравый смысл и трезвый расчет. Или же советники и близкое окружение, которые осознают, что по воле фюрера их интересам наносится урон. Ну, советников можно игнорировать, большую часть элиты — «выключить», но это можно проделывать не со всеми и не до бесконечности.
Положительный опыт. Это обстоятельство которое обычно недооценивается, на самом деле весьма важное, если не сказать — определяющее. И вот положительного опыта по захвату соседних территорий и дальнейшему успешному и доходному их администрированию Москве в новейшей истории взять негде. Будь то Восточная Европа, Афганистан или теперь Украина. Даже если удавалось где-то закрепиться (как, например, в Крыму), то назвать это историей успеха трудно. Или ладно, возьмем еще более простой пример — Чечню. Лояльность, приобретенная ценой суровой кровавой жертвы и за деньги, в долгосрочной перспективе имеет более чем сомнительную ценность.
Итак… Вынашиваются ли планы? Да, без сомнения, как в отношении Белоруссии, так и в отношении Эстонии, Финляндии и Японии, Аляски. Навыки? Технически имеются. Средства — и так и сяк, скорее, не очень. Воли, очевидно, хватает, пока носителей трезвого рассудка удается заставлять молчать. Недавний положительный опыт — по сути, отсутствует.
Какой вывод мы должны сделать? Из пяти компонентов — два со знаком плюс, два под вопросом, один со знаком минус. Правда, это оценка, исходящая из логики рационального западного человека. Если верить и тем оценкам, согласно которым, Путин живет в собственном параллельном мире, можно дать и другие ответы. Но это уже дело психоаналитика, а не политолога.