Только вчера самые худшие показатели из всех валют мира были у белорусского рубля. Сегодня, когда Национальный банк Украины по сути дела пустил гривну в свободное плавание, она обогнала валюту соседней страны в своем стремлении вниз. В предстоящие недели, несмотря на ожидаемую финансовую помощь от МВФ, опередить темпы падения гривны будет сложно.
В последние месяцы Украина проводит, пожалуй, самую бестолковую валютную политику в Европе. В преддверии октябрьских парламентских выборов президент Петр Порошенко, воспользовавшись хорошими отношениями с главой Национального банка Валерией Гонтаревой, убедил ее сохранить обменный курс ниже 13 гривен за американский доллар. В конце сентября банки получили распоряжение продавать покупателям иностранную валюту в размере не более 3 тысяч гривен в день. В то же время, Национальный банк начал проводить специальные аукционы, продавая банкам по три миллиона долларов в день по так называемому индикативному курсу, которого они должны были придерживаться при расчетах с клиентами.
После выборов искусственный курс быстро опустился, в считанные дни дойдя до 16 гривен за доллар. Однако банки только рисовали этот курс в обменных пунктах, поскольку граждане все равно не имели почти никакой возможности купить иностранную валюту. Между собой банки торговали валютой по курсу на 20% выше официального. Для простых украинцев также существовал оживленный черный рынок, где курс был ближе к межбанковскому, нежели к официальному индикативному.
Сегодня Гонтарева объявила, что индикативных аукционов больше не будет, позволив банкам перейти к единому курсу, определяемому рынком. В результате гривна рухнула.
Сейчас курс украинской валюты опустился на 35% за этот год, присоединившись к белорусскому и российскому рублю (там снижение составило 29% и 15%, соответственно). Теперь показатели у всех трех валют стали самыми худшими в мире.
К такому решению Гонтареву наверняка подтолкнула миссия Международного валютного фонда в Киеве, которая деятельно составляет новую программу по кредитованию страны. Украине трудно заявлять о том, что она идет курсом реформ, пока там существует валютный черный рынок. Кроме того, неопределенность по поводу реального курса искажала финансовые прогнозы Украины на год. На сегодняшней пресс-конференции Гонтарева резко опровергла предположение о том, что она согласовала с МВФ обменный курс 25 гривен за доллар. «Данный вопрос даже не рассматривался», — сказала она. Но на момент написания статьи за доллар давали 24,85 гривны.
Национальный банк также повысил ставку рефинансирования на 5,5%, доведя ее до отметки 19,5%. Он также сохранил некоторые ограничения, в частности, на продажу валюты частным лицам не более чем на 3 тысяч гривен, а также требование к экспортерам продавать 75% своей валютной выручки, получая гривны. Первое ограничение означает, что черный рынок никуда не денется: украинцы по-прежнему ездят за границу, и валюты им нужно больше, чем разрешено покупать официально. Второе ограничение сознательно игнорируется, поскольку экспортеры предпочитают не возвращать из-за рубежа полученную там прибыль. По данным Национального банка, экспорт в прошлом году сократился на 14,4% до 55,6 миллиарда долларов. Отчасти это вызвано боевыми действиями в главных промышленных регионах Украины, а отчасти тем, что официальная статистика регистрирует далеко не все сделки в стране.
По этим причинам решение Национального банка ввести плавающий курс гривны вряд ли что-то изменит для граждан и для бизнеса. Просто в стране исчезнет бессмысленный официальный обменный курс, над которым можно было только потешаться. В прошлом году уровень инфляции на Украине был равен 25%, в этом году цены продолжат свое стремительное повышение.
В то же время, высокие учетные ставки серьезно ограничат кредитование бизнеса. Россия в декабре попыталась точно так же поднять ставки, но это не оказало особого воздействия на стоимость рубля, и теперь Центральный банк начал ее снижать, чтобы компаниям было легче брать заемные средства и инвестировать. Наверное, Украина сделает то же самое, как только придет помощь МВФ. Но пока она не может себе позволить защищать гривну от банков и компаний, накапливающих иностранную валюту. Сегодня Национальный банк заявил, что его валютные резервы в конце января уменьшились до 6,4 миллиарда долларов после того, как правительство выплатило 624 миллиона долларов в счет обслуживания внешнего долга, продало 464 миллиона долларов Нафтогазу, который импортирует природный газ из России, а остаток реализовало по индикативному курсу банкам.
Грубые промахи украинских финансовых органов ухудшили и без того отчаянную экономическую ситуацию в стране. Сейчас политику Украины по сути дела определяет МВФ, являясь для страны единственным надежным источником иностранной валюты. Фонд должен сосредоточиться на том, чтобы не дать украинским политикам принимать глупые и своекорыстные решения типа тех, которые вызвали крах гривны и породили черный рынок. Инспирированная Россией война на востоке Украины — не единственная проблема Украины. Когда эта война неизбежно закончится, некомпетентность чиновников, препятствующая переходу страны к современной экономике, останется.