Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Личный пример как завет детям

Родители посвящают значительную часть своей жизни тому, чтобы максимально обеспечить материальное благосостояние подрастающему поколению. Но с самого раннего возраста дети больше запоминают их жесты, слова, поступки. Пример родителей играет важнейшую роль в их дальнейшей жизни.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство родителей стремятся оставить своим детям материальные блага. Это естественное желание приводит к тому, что многие сосредотачиваются на приобретении этих самых благ, забывая о человеческом общении. На другое у них просто не остается времени. Но в большинстве случаев родителей будут вспоминать не за деньги, которые они заработали, а за время, уделенное своим детям.

Толковые словари дают различные определения слову «наследие»: «Совокупность материальных средств, прав и обязанностей, которые после смерти человека переходят к его наследникам», «Нравственные, научные, идеологические и иные черты, которые будучи свойственны определенному человеку, затем проявляются в его потомках или продолжателях», «Совокупность анатомических и физиологических характеристик, которые люди наследуют от своих прародителей».

«Когда я думаю своем наследии, то вспоминаю долгие часы, проведенные с отцом. Это были часы бесед и тишины, когда не нужно было говорить, потому что мы были вместе, наслаждаясь музыкой, чтением... Сейчас я с ностальгией и благодарностью вспоминаю его любовь и поддержку. Именно от него я научилась проявлять терпение, думать, прежде чем предпринимать какие-то шаги, заботиться о близких и любить природу. С ностальгией вспоминаю множество эпизодов моего детства и юности, которые навсегда определили мое отношение к жизни, научили радоваться ей и преодолевать трудности. Я благодарна ему за те материальные блага, которые он мне оставил, но особенно за его наставления и личный пример», — рассказывает Кристина (57 лет), которая вместе со своими сестрами унаследовала немалое состояние.

Большинство родителей стремятся оставить своим детям материальные блага. Это естественное желание приводит к тому, что многие родители сосредотачиваются на приобретении этих самых благ, забывая о человеческом общении. На другое у них просто не остается времени. Но в большинстве случаев родителей будут вспоминать не за деньги, которые они заработали, и не за успехи в продвижении по службе, а за время, уделенное своим детям, за беседы, общие увлечения и интересы, за близость, доверие и т.д.

Дети рождаются с прекрасной генетической наследственностью. Но их жизнь складывается под воздействием семейной атмосферы и той культуры, к которой они принадлежат. Наследие отцов начинает проявляться в момент рождения детей; преднамеренно или нет, но формируется каждый день. Все, что происходит с этого момента, все, что они видят и слышат от своих родителей, создает то, что можно было бы назвать их эмоциональным достоянием. В памяти запечатлевается то, что в какой-либо мере поразило их воображение. Образы отца и матери будут формироваться с их положительными и отрицательными сторонами. Дети пройдут через периоды подражания, восхищения, но также и отчуждения, отдаления, а затем примирения. Но в этом процессе познания эмоциональная привязанность между родителями и детьми, то время, которое они проводят вместе, удовлетворяя физические и эмоциональные потребности друг друга, способствует установлению связей между ними. Эти связи закладывают фундамент того, чтобы родителей воспринимали как пример для подражания. Мозг ребенка накапливает информацию о поведении и действиях других, чтобы воспроизвести их в будущем. Они наблюдают и вспоминают как положительные, так и отрицательные моменты.

Как бы мы ни старались объяснить, что хорошо, а что плохо, если наши слова не совпадают с нашими поступками и делами, то толку от них не будет. В силу своих природных особенностей, дети прежде всего обращают внимание на поступки, а не на слова. Дети разного возраста учатся отличать ценности, которые действительно мотивируют поступки, от ценностей, о которых лишь говорят. Они хотят видеть соответствие между нашими словами и поступками. Если мы требуем от них собранности, то сами должны быть собранными, если хотим, чтобы они были честными, то и мы должны такими быть. Но если мы привыкли кричать и необязательны, то наверняка они тоже будут кричать и будут необязательными. Родители являют собой самый главный пример поведения для детей. Если мы хотим научить их правильно и ответственно вести себя, то сами должны подавать соответствующий пример. Очень важно уважать их права, учитывать потребности и интересы, не позволяя при этом делать все, что вздумается, и диктовать другим свою волю. Детям нужны четкие ограничители с тем, чтобы они могли приспособиться к окружающей среде и иметь перед глазами реальную картину того мира и общества, к которому принадлежат.

Мерседес (61 год) решила не завещать свое имущество детям, а использовать его для воспитания внуков. Она считает, что очень важно обеспечить, или, по крайней мере, попытаться дать им хорошее образование, зная, что ее дети этого обеспечить не смогут. Деньги растрачиваются, материальные блага исчезают, а знания вечны. Очень важно научить их учиться, развивать их любознательность и стремление задавать вопросы. Знания дают инструменты, позволяющие воплощать в жизнь мечты и достигать поставленных целей. Какой смысл завещать бизнес-проект или богатство, если наследник не готов им управлять? Освоение профессии, ремесла, иностранного языка, новых технологий и других дисциплин — самое ценное наследие, которое никогда не потеряет свою ценность. Они должны понимать, что образование и овладение знаниями не заканчиваются с окончанием учебы, поскольку необходимо постоянное их обновление, профессиональная переподготовка и адаптация к непрекращающимся изменениям в обществе и трудовой среде. Им также очень важно усвоить, что не исключена вероятность переобучения на новые профессии и овладения новыми знаниями и предметами.

«Загнав мяч в последнюю лунку, я бросился в воду. То же самое сделали мои сыновья двадцати одного и четырнадцати лет. Я поставил клюшки на место и направился к ним — они болтали, наклонившись друг к другу. Я остановился понаблюдать за ними и сказал сам себе: «Вот мое отцовское наследство, а не деньги, не “обеспеченное будущее”. Любовь и дружба, связывающие братьев, и наши общие увлечения, которые нас объединяют и позволяют стремиться к общим целям. И когда меня не будет, у них будет столько всего общего...», — рассказывает 54-летний Херардо. Время, которое мы посвящаем своим детям, когда играем с ними, завтракаем, обедаем и ужинаем вместе, водим их на внеклассные занятия, проводим вместе выходные и каникулы, путешествуем, занимаемся спортом, что-то мастерим, решаем или творим, привлекая их к нашим любимым занятиям, это время очень нужно, чтобы понять их потребности и создать общую историю между нами и ними, между братьями и сестрами. Многие из них навсегда остаются благодарными своим родителям за эту связь. И это, безусловно, замечательное наследство.

«Мой отец всегда говорил, что лучшее наследство, которое родители могут оставить своим детям, это внушить им этические принципы морали, справедливости, равенства, плюс такие ценности как уважение, честность, верность, ответственность и другие. Быть для них образцом чести и принципиальности, чтобы потомки могли гордиться своей фамилией», — говорит Хайме, 66 лет. В западном обществе многие ценности изменились или словно бы подзабылись за ненадобностью, особенно духовные, которые практически исчезли. Семья, как ячейка общества, ушла в прошлое, снизилась роль многодетных, больших семей. «Мы рождаемся людьми, но этого недостаточно: нам нужно стать людьми», — утверждает Фернандо Саватер в книге «Ценность воспитания» (2008). В своих эссе «Как воспитывать ценности в современном обществе?» и в журнале «Вклад в общественные науки» (2009) Нурия Отеро Мартинес добавляет: «чтобы сформировать человеческое существо, нужны такие ценности, как терпимость, равенство, уважение..., человек нуждается в “дрессировке”, и процесс его формирования должен быть адекватным на всех этапах, поэтому со школьной скамьи должны внушаться основные принципы гуманизма». Саватер добавляет, что «образование сбилось с пути и забыло о своей основной функции: формировании личности».

Однако начинается воспитание ценностей в семье. И это задача не бабушек и дедушек, и не системы образования, которые, впрочем, могут способствовать ее выполнению. Процесс воспитания ценностей продолжается всю жизнь, это не школьный предмет, который изучают, сдают и забывают, это постоянная передача знаний от родителей к детям, как первичное звено. И лучший инструмент для этого — личный пример. Пример терпимости к идеям, мнениям и верованиям других; пример уважения к людям, животным и окружающей среде; пример ответственности по отношению к собственным обязанностям и долгу; пример свободы как возможности человека принимать решения и действовать в соответствии со своей волей и разумом, свободы, которая осуществима в условиях равенства прав, а ответственность и выбор находятся в согласии с совестью; пример честности, которая подразумевает искренность и исполнение обязанностей без хитростей и обмана; пример равенства, которое стремится избавиться от дискриминации по национальному, расовому, религиозному, гендерному признаку или по признаку сексуальной ориентации.

По большому счету, наши дети и есть наше лучшее наследство; они — следующее поколение. И если мы и можем быть в чем-то уверенными, так это в том, что мы не всегда будем рядом с ними. Однажды нас не станет. И когда это произойдет, что мы оставим после себя? Что мы оставим потомкам? Что даем мы им изо дня в день? Ведь речь идет о наследстве, которое дается при жизни.

Удивительная реклама

К рождественским праздникам компания IKEA выпустила трогательный рекламный ролик под названием «Другое письмо». Речь шла об эксперименте, в котором участвовали десять испанских семей, причем главными действующими лицами были дети. Аниматоры просили собравшихся в зале детей написать письмо Деду Морозу. Дети быстро справлялись с заданием, перечисляя в списке все игрушки, которые бы им хотелось получить. Затем их попросили написать другое письмо о своих желаниях, но на этот раз родителям. Сначала дети удивляются, а потом начинаю говорить, чего бы они хотели от мамы и папы: почаще играть, проводить побольше времени вместе, чтобы они чаще ужинали со мной, чтобы они больше уделяли мне внимания, чтобы они меня щекотали, чтобы читали книги — вот некоторые из их пожеланий.

В самом конце у детей спрашивают, какое из писем им больше хотелось бы вручить адресату, и их ответы совершенно неожиданны.



Ролик, который говорит о многом, не столько потому, что правдиво отражает некоторую реальность, сколько потому, что показывает, как меняются лица родителей, когда они читают письма своих детей.

В комментарии к ролику, опубликованному рекламным агентством «Райко Лоренсо», говорится: «Этот сюжет нам напоминает то, о чем мы и так знаем, но забываем в круговерти повседневных забот, что важны не материальные вещи, которые ты можешь дать, а время, которое ты уделяешь тем, кого любишь и кто любит тебя. В конечном итоге только этого просят как самые маленькие, так и взрослые — бабушки, дедушки, все».

Марта Мехия (Marta Mejía) — психолог.