Хотя президент Обама пока не дал своего согласия, предложения о том, чтобы США обеспечили Украину оборонительным оружием, уже оказали ощутимое влияние. Они привели к тому, что в пятницу, 6 февраля, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд отправились в Москву, чтобы попытаться договориться о мирном соглашении с Владимиром Путиным. Несколько недель назад г-жа Меркель отменила саммит с г-ном Путины в Казахстане из-за серьезных сомнений в том, что российский лидер согласится соблюдать условия договора о прекращении огня, подписанного в сентябре. Тот факт, что она внезапно решила отправиться в Москву и договориться с Кремлем, свидетельствует не о смягчении позиций России, а скорее о росте озабоченности Европы.
Итоги встречи в Москве вряд ли можно назвать решающими. Однако то, что г-н Путин принимал своих гостей с позиций силы, не вызывает никаких сомнений. В отличие от европейцев, его, очевидно, совершенно не беспокоит «эскалация», поскольку он только что отправил сотни танков и боевых комплексов, а также российских военнослужащих, чтобы начать новое наступление на востоке Украины. Кроме того, он, по всей видимости, не заинтересован в том, чтобы договариваться с Западом: как сообщает издание Wall Street Journal, западные дипломаты назвали тайное предложение, отправленное Россией на Украину на этой неделе, «циничным» и «абсурдным».
Помимо разговоров в Вашингтоне о предоставлении Украине оружия Запад не предпринял никаких попыток заставить г-на Путина отказаться от нового наступления, которое, по всей видимости, направлено на расширение территории, удерживаемой агентами России, до такой степени, чтобы она могла стать фактическим сепаратистским государством, подобным тем, которые Москва установила на территории Грузии и Молдовы. Лидеры Евросоюза и администрация Обамы обсуждали возможность введения новых санкций, однако пока эти санкции распространяются лишь на конкретных людей. Меры, которые способны нанести гораздо более существенный ущерб и без того слабеющей российской экономике, такие как отключение российских банков от международной платежной системы, пока не обсуждаются.
Между тем, г-жа Меркель выступает против предоставления оружия украинской армии, которой, согласно докладу, обнародованному на этой неделе, не хватает противотанкового оружия и антиартиллерийских радаров, которые могли бы существенно затруднить новое наступление. Германия считает, что поставки американского оружия приведут к очередной волне эскалации и ужесточению боев и что украинский кризис «нельзя решить при помощи военной силы». Очевидно, в основе таких заявлений лежит убежденность в том, что только России можно преследовать свои цели при помощи силы — или что необходимо избегать военного ответа на военную агрессию, чтобы не провоцировать агрессора.
Г-жа Меркель утверждает, что она не станет действовать «за спиной другого государства…. и подвергать сомнению ее территориальную целостность». По словам немецких дипломатов, они надеются, что ее посредническое участие заставит президента Украины Петра Порошенко и г-на Путина заключить мирное соглашение. Однако если подталкивать г-на Порошенко к такого рода соглашению, лишая его средств сопротивления вторжению, у него не останется иного выбора, кроме как капитулировать под давлением Кремля.
Нет ничего плохого в том, чтобы вести переговоры с г-ном Путиным при условии, что посыл Запада четко сформулирован. Россия должна вывести всех своих военнослужащих и оружие с территории Украины, вернуть границу под международный контроль и прекратить поддерживать сепаратистские области. В противном случае она столкнется с ужесточением экономических санкций, а Украина получит более современное оружие.