День северных территорий — ежегодный праздник, который мы отмечаем 7 февраля и который был создан государством в 1981 году с целью увеличения шансов возврата Южных Курил. Тем не менее территориальные переговоры между Россией и Японией проходят трудно, в результате чего перспектив урегулирования этой проблемы пока нет. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) неоднократно беседовал с президентом России Владимиром Путиным, однако из-за ухудшения ситуации на Украине дата визита российского лидера в Японию так и не была определена. На фоне этих событий ученики частной школы на Хоккайдо прошлой осенью предложили собственные способы решения проблемы. Были высказаны различные мнения, отличающиеся от правительственного курса. Я слежу за территориальным вопросом уже 27 лет, но некоторые высказывания крайне удивили меня. Нельзя ли сделать так, чтобы все японцы приняли участие в этом обсуждении? Мне кажется, у учеников есть очень здравые мысли.
Предложение о совместном развитии, как в Антарктике
Границы между Россией и Японией были впервые проведены в соответствии с Симодским договором 1855 года между островами Итуруп и Уруп. С тех пор острова Хабомай, Шикотан, Кунашир и Итуруп никогда не становились территорией другого государства. Тем не менее после подписания Японией Потсдамской декларации (14 августа 1945 года) они были захвачены советскими войсками и до сих пор находятся под юрисдикцией России.
Дипломатические отношения между странами возобновились в результате подписания Советско-японской декларации 1956 года. В ней было указано, что стороны заключат мирный договор и тогда Японии будут переданы острова Хабомай и Шикотан (7% от всей территории четырех островов). Однако переговоры так и не сдвинулись с мертвой точки. Правительство Японии настаивает на том, что мирный договор должен быть подписан после решения проблемы принадлежности четырех островов, однако Россия не настроена вести переговоры о чем-то большем, чем передача только двух островов: Хабомая и Шикотана.
«Развивать острова совместно с Россией, убрав границы», «превратить острова в территорию, которая никому не принадлежит, как в Антарктике», «управлять островами совместно». В ноябре прошлого года эти уникальные идеи высказали ученики частной школы города Эбэцу (о. Хоккайдо) во время общешкольного собрания. Эти идеи стали результатом 5-8-часовых обсуждений на протяжении месяца на тему «16-летние ученики из Хоккайдо и Россия: проблема северных территорий» в рамках многолетней программы школы по проведению уроков мира.
Наибольший интерес вызвало предложение по созданию на островах парка аттракционов. Идея состоит в том, чтобы построить мост из Хоккайдо через Кунаширский пролив. На Хабомае сделать аэропорт, на Шикотане «японскую деревню», а на Итурупе гигантский океанариум. Это был бы российско-японский проект на общую сумму в десять триллионов йен, настоящий проект мечты. Он соответствует предложенному президентом Путиным способу урегулирования спора, при котором не будет ни победителей, ни проигравших. Меня поразила сила учеников, которые смогли подобраться к сути проблемы за столь короткий период обучения благодаря гибкому мышлению. Депутат Палаты представителей Ёситака Ито (Yoshitaka Ito) высоко оценил эту идею. По его словам, сторонам будет сложно вести переговоры без учета принадлежности территорий, однако само по себе предложение очень интересное.
Конкурсы для того, чтобы привлечь интерес
Почему никак не удается решить территориальную проблему? Одна из учениц ответила, что причина состоит в отсутствии заинтересованности среди населения. Она полагает, что ответственность за то, что проблема тянется уже 70 лет, лежит также и на японцах, которые полностью доверили этот вопрос политикам и дипломатам. Территориальные переговоры ведет МИД, а просветительскую деятельность осуществляет кабинет министров. В этом году на просвещение было потрачено более 1,6 миллиардов йен. Вместе с тем неизвестно, насколько это помогло людям осознать проблему.
Как вам идея проведения общенационального конкурса, в ходе которого будут собраны различные предложения по урегулированию проблемы «северных территорий»? Если подобный конкурс сложно провести только силами кабинета министров, к этому можно также привлечь общественные организации и СМИ. Провести соревнование между школами и представить результаты 7 февраля во время «Общенациональной конференции, посвященной требованию возврата северных территорий». Учащиеся могут предложить много разнообразных вариантов. Если японцы отнесутся к этой проблеме как к собственной, то, возможно, появится много необычных идей. Энтузиазм можно вызвать благодаря присвоению призов за лучшие идеи. Например, оправлять лучших учеников в поездку на Южные Курилы в рамках программы безвизового обмена. Российская сторона может организовать такие же мероприятия. В результате этого, возможно, в обеих странах появится больше людей, желающих окончательно решить территориальную проблему.
В 1997 году лидеры России и Японии на неформальной встрече в Красноярске договорились приложить максимум сил, чтобы подписать мирный договор до конца 2000 года. Благодаря этому коренные жители островов из Японии начали свободно посещать Южные Курилы. Это был ретроспективный способ: сначала определили сроки, а уже потом постепенно стали постепенно решать поставленные задачи.
В этом году правительства России и Японии планируют организовать встречу лидеров стран в Японии. Во время переговоров необходимо определить сроки выполнения достигнутых соглашений. Если рассматривать общенациональный конкурс как один из способов решения проблемы, то тогда можно будет выработать меры по урегулированию разногласий с учетом различных точек зрения. Насколько можно будет расширить границы сознания на пути к решению проблемы? Попытки учеников проверяют степень готовности нас, взрослых.