Однозначного ответа на то, когда и каким образом все-таки удастся прекратить вооруженное противостояние на востоке Украины по-прежнему нет.
В четверг в Киев к Петру Порошенко с экстренным визитом прибыли канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, чтобы на следующий день отправиться в Москву — уже для встречи с российским лидером Владимиром Путиным. Сегодня в Мюнхене проходила Международная конференция по безопасности, причем, именно суббота была определена как специальный «украинский день», однако и она, несмотря на продолжившееся общение Порошенко с той же Меркель, а также с другими лидерами ЕС, США и НАТО, четкого ответа — «война или мир» — не дала.
МИР? Переговоры должны возобновиться завтра. Сразу же после окончания встречи в Кремле (ее, напомним, Меркель и Олланд покинули молча, не сделав никаких итоговых заявлений) пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что в воскресенье лидеры четырех стран намерены созвониться в «нормандском формате» для выработки некоего окончательного документа.
«Исходя из предложений, сформулированных президентом Франции и канцлером ФРГ, в настоящее время совместная работа ведется для подготовки текста возможного совместного документа по имплементации минских договоренностей, документа, который включал бы в себя предложение президента Украины и предложение, сформулированное сегодня и добавленное президентом Российской Федерации Путиным, чтобы потом, естественно, этот текст и эти предложения были представлены на одобрение всем сторонам конфликт», — сказал он. Иных официальных комментариев не последовало, что заставило наблюдателей говорить о том, что, вероятнее всего, ни к чему конкретному московская встреча не привела, и никаких реальных договоренностей по перемирию нет.
К утру конкретики стало чуть больше: как сообщил журналистам представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт, стороны все же начали работу над неким новым «общим документом по реализации минских договоренностей».
Также появилась информация, что стороны не просто поговорят по телефону, они встретятся очно, в белорусской столице. Впрочем, пока никаких официальных сообщений МИД стран о том, что «минско-нормандские переговоры» состоятся, на данный момент нет.
Именно сентябрьский «минский протокол» должен стать основой будущего перемирия, заявил, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, президент Украины Петр Порошенко. «Я президент мира, а не президент войны, моим первым шагом было одностороннее прекращение огня и мой мирный план. Я уверен, что только Минский меморандум, только всемирно признанный Минский договор может стабилизировать ситуацию в Украине», — сказал он, отметив, что Россия должна в конечном итоге поддержать его без всяких дополнительных требований, тем более, что претензии боевиков так называемых «ДНР» и «ЛНР» на территории и выбранную ими «власть» Украина, по словам Порошенко, поддерживать не намерена.
Европейские лидеры, комментируя сегодня в Мюнхене, прошедшие в Киеве и в Москве встречи, были весьма осторожны в оценках, сходясь только в одном — договариваться необходимо срочно, иначе — новая мировая война.
«Мы еще не знаем, добьемся ли успехов после вчерашних переговоров», — сказала Меркель, выступая на Международной конференции по безопасности в Мюнхене. При этом канцлер ФРГ подчеркнула, что попытка переговоров «в любом случае имела смысл».
Меркель также отметила, что кризис на востоке Украины «не может быть решен военным путем» и необходимо предпринять шаги для реализации Минских договоренностей.
Президент Франции Франсуа Олланд, в свою очередь назвал мирную инициативу, которую они с Меркель представили на переговорах в Москве, «одним из последних шансов» для достижения мира.
«Если нам не удастся достичь не просто компромисса, а устойчивого мирного соглашения, мы прекрасно понимаем, каким будет дальнейший сценарий развития событий. У этого (сценария – ред.) есть имя. Это будет называться войной», — сказал Олланд, слова которого приводит Reuters.
ВОЙНА? Если переговоры так и не принесут результата, есть опасность, что российская агрессия может пойти дальше, опасаются западные СМИ. Так, по информации Deutsche Welle, «США и другие страны также приобщены к, вероятно, последней немецко-французской попытке решить конфликт. Если в этот раз не будет достигнут результат, конфликт может окончательно перерасти от региональных масштабов к глобальным», — говорится в статье.
При этом, как отмечают авторы статьи, если это все же произойдет, то велик шанс, что Запад все-таки примет решение о поставках оружия в Украину. «Поставки оружия в Украине – на повестке дня, если дипломатические инициативы сорвутся», — резюмирует издание.
В свою очередь, по информации американского издания Financial Times, еще в августе (2014 года, – ред.) стало понятно одно: г-н Путин не собирается проигрывать на Украине.
Напомним, что вице-президент США Джо Байден, выступая в Мюнхене, отметил, что Штаты продолжат оказывать Украине помощь, но не для того, чтобы та вела войну. «Мы будем продолжать оказывать помощь в плане безопасности Украины не для того, чтобы разжигать войну, а для того, чтобы дать Украине возможность обороняться. Мы не верим в военное решение украинского кризиса и должны искать мирное решение конфликта, но нельзя запретить Украине обороняться», — отметил он.
Кроме того, Байден отметил, что оценивать Россию надо не по документам, а по действиям. «Мы должны оценивать Россию по тому, что она делает, а не по тому, какие документы она подписывает. Очень часто Путин обещал мир, а поставлял танки, войска и оружие», — сказал американский вице-президент.
Опасения в дальнейшей эскалации конфликта вызывает и тот факт, что, якобы Путин в ходе вчерашней встречи предложил Меркель и Олланду план, фактически с частичным признанием автономий так называемых «ДНР» и «ЛНР». Президент России Владимир Путин предложил канцлеру Германии Ангеле Меркель и президенту Франции Франсуа Олланду дорожную карту по созданию в Украине «нового Приднестровья», сообщает The New York Times со ссылкой на информированного западного дипломата.
«Это не мирный план. Это дорожная карта к созданию нового Приднестровья или Абхазии в Украине. Это циничная попытка выйти из всех обязательств, взятых в Минске», — сообщил дипломат изданию на условиях анонимности.