Вопреки пессимистическим прогнозам из-за введения санкций против России в 2014 году эта страна смогла экспортировать оружия на сумму более 13 миллиардов долларов. Хотя по сравнению с предыдущими годами поставки российского вооружения сильно сократились, России все-таки удалось сохранить за собой основную часть экспортных рынков и в 2015 году она надеется найти новых покупателей данного вида своей продукции.
2014 год для российского ВПК в свете статистики
Итак, в 2014 году Россия поставила в другие страны оружия на общую сумму более 13 миллиардов долларов. Это свидетельствует о значительном сокращении оружейного экспорта по сравнению с двумя предыдущими годами. Так, в 2013 году эта страна экспортировала оружия на сумму 15 миллиардов долларов, а в 2012 — 15,1 миллиарда. Статистические данные говорят о том, что изменился и состав экспортируемой продукции, и ее разновидность, и объемы клиентских закупок. В 2013 году структура российского оружейного экспорта была следующей: 42% составила военно-морская техника, включая боевые корабли, подводные лодки и соответствующее им вооружение и обслуживание, 41% — военно-воздушная техника в виде самолетов и вертолетов, 10% — техническое оснащение противовоздушной обороны и 7% — пехотное вооружение.
В 2014 году этот экспорт складывался уже из следующих частей: 37% составляли военно-воздушные техника и боеприпасы, 26% — техническое оснащение противовоздушной обороны, 21% — пехотное вооружение, 12% — военно-морская техника и 4% — другая продукция. Как видно, сильно сократилась доля военно-морской техники и вместо нее значительно увеличилось количество поставляемых систем противовоздушной обороны и пехотного вооружения.
Самым крупным покупателем и импортером продукции российского военно-промышленного комплекса по-прежнему является Индия. Сотрудничество между двумя странами реализовалось в приобретении авианосца, закупке запчастей для истребителей С-30 с целью их лицензионного производства на индийской территории, поставках военных катеров, палубных истребителей МиГ-29К, транспортных вертолетов Ми-17, модернизации истребителей МиГ-29, закупке авиационных двигателей, ремонте и модернизации подводных лодок типа «Кило», обеспечении боеприпасами и запчастями. Вместе с тем на индийском рынке России иногда приходится терпеть фиаско, как это было в 2013 году, когда Индия, закупая противотанковые ракеты на сумму 500 миллионов долларов, отдала предпочтение австралийским Spike. С другой стороны, Индия проявляет интерес к увеличению своего военного импорта из Соединенных Штатов. Например, в том же 2013 году эта страна заняла первое место в мире по закупке американского вооружения. Индийское руководство старается наращивать оружейный импорт из США и в будущем заказывать еще больше патрульных противолодочных и военно-транспортных самолетов Р-8 и С-130, а также вертолетов Apache.
Другими крупными покупателями российского вооружения считаются Китай, Вьетнам, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Азербайджан, Афганистан, Ирак и Алжир. Китай все так же приобретает вертолеты Ми-17, транспортные самолеты Ил-76 и реактивные двигатели для собственных истребителей. В плане своих истребителей, начиная с J-10 и J-11 и заканчивая J-18 и K-8, китайское авиастроение сильно зависит от России. На данный момент экспортный план китайских истребителей остается выгодным для российской военной промышленности, по крайней мере, до того времени, пока Китай не сможет самостоятельно производить двигатели для военных самолетов. В сфере закупок военно-морской техники, первое место занимает Вьетнам, который приобретает у России подводные лодки типа «Кило» и ракетные катера. Хотя Вьетнам также нуждается в обновлении своего воздушного флота, пока он ограничивается покупкой лишь небольшого количества истребителей С-30. Тайно продолжает закупать российское оружие и Сирия. Эту страну, охваченную сейчас гражданской войной, интересуют больше всего ракеты «земля-земля» Искандер, противокорабельные ракеты «Яхонт», боеприпасы и запчасти для военно-воздушной техники. Вместе с тем зенитно-ракетный комплекс С-300 не будет поставляться в Сирию, а истребители МиГ-29, предназначавшиеся сначала для этой страны, проданы Сербии. Афганистан и Ирак, которые сейчас ведут войну с террористами, также будут оставаться крупными покупателями российского вооружения. Особенно это касается Ирака, который нуждается в большом количестве оружия для противостояния с «Исламским государством». Так, помимо контрактов на покупку вертолетов Ми-28 и Ми-35 и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь», вначале текущего года Багдад получил некоторое количество бывших в эксплуатации российских самолетов С-25. В бесконечной войне с ИГИЛ правительственным войскам Ирака ежедневно нужно также и легкое оружие с боеприпасами. Афганистан тоже, пользуясь финансовой поддержкой Соединенных Штатов и НАТО, в состоянии приобретать недорогое российское вооружение, особенно вертолеты Ми.
Хотя кризис в африканской Нигерии и вокруг нее давал основания надеется на продажу еще большего количество оружия, каких-либо серьезных перемен в этом направлении не произошло. В 2014 году впервые за последние 15 лет российское вооружение закупила Намибия. Однако успех в Африке оказался недолгим. Дело в том, что там Россию опередил Китай со своей более дешевой продукцией. Серьезную конкуренцию составили и недорогие бразильские самолеты Super Tucano. Кроме того, в том же 2014 году Судан, Эфиопия и Эритрея отклонили предложения российских разработчиков и вместо этого закупили подержанное оружие у Белоруссии и Украины.
Успех российского ВПК на Ближнем Востоке также был ограниченным. Впервые за свою историю российское вооружение закупил Бахрейн. В то время как страны Запада запретили Бахрейну приобретать оружие для подавления внутренних протестов, Россия продала ему образцы табельного оружия и слезоточивые гранатометы. Продолжили получать заказанное ранее российское оружие и Объединенные Арабские Эмираты, которые отдали предпочтение противотанковым ракетам АТ-12 и зенитным ракетно-пушечным комплексам «Панцирь», а также решили модернизировать купленные ранее российские бронетранспортеры БМП-3. Переговоры о покупке военной техники прошли и с Египтом, который подписал контракт на поставку самолетом МиГ-35, вертолетов Ми-35 и другого оборудования.
Прогнозы на 2015 год
Для военно-промышленного комплекса России нынешний год будет весьма непростым. В первую очередь, опасения вызывает начавшийся в стране экономический и финансовый кризис. Западные санкции и резкое снижение цен на нефть создали массу трудностей для российской экономики. Правительство испытывает нехватку финансовых средств и негативные экономические условия с большой долей вероятности отразятся на инвестициях в оружейную отрасль. Из-за снижения нефтяных цен сократят объемы своего импорта российского вооружения Венесуэла, Азербайджан и Алжир, хотя последний, закупая Ми-26 и Ми-28 и продолжая получать С-30, останется важным экономическим партнером России. Ирак, нуждающийся в поставках оружия, ввиду снижения цен на «черное золото», как минимум в ближайшее время, тоже не будет размещать крупных заказов.
Крайне сложными будут и отношения с Индией. Россия все еще надеется вернуться на индийский рынок со своими Ми-35 и поставить 126 истребителей для нужд военно-воздушных сил этой страны. Особенно это актуально сейчас, когда возникли проблемы с продажей французских Rafale и дело дошло даже до аннулирования контракта. Вместе с тем это вовсе не означает, что Индия остановится на предложении российского самолетостроения. Так, по некоторым сообщениям, индийское руководство вовсе не удовлетворено качеством российского многоцелевого истребителя Т-50 (ПАК ФА), который в настоящий момент дорабатывается и проходит испытание в России. Много замечаний представители Индии высказывали и в адрес истребителя С-30. Для приобретения подводных лодок Индия обратилась к услугам Франции, а прочие виды вооружения она продолжает покупать у Израиля, Соединенных Штатов и Великобритании. Ожидается, что Индия будет еще больше стремиться к внутреннему производству, потому как некоторые финансовые трудности не позволят правительству этой страны осуществить амбициозные планы по военным заказам.
Большие надежды Россия связывает с продажей продукции своего военно-промышленного комплекса Китаю, однако для нее это сопряжено с необходимостью учитывать определенные нюансы касательно политики и безопасности. Китай планирует закупить у России зенитную ракетную систему С-400, подводные лодки типа «Амур» и истребители С-35. Учитывая тот факт, что Россия находится под сильным давлением США и Запада, она добивается развития сотрудничества с Китаем, однако ненадежность последнего в плане соблюдения авторских прав и как результат необходимость соблюдать крайнюю осторожность в отношениях с ним создают массу препятствий для российских промышленников.
С трудом будет идти продажа оружия и в Латинской Америке, хотя и там есть определенные перспективы. Бразильский рынок захватила Швеция, поставившая туда 108 своих истребителей Gripen. Возможно, что и другие страны региона решат купить истребители в других странах, хотя перуанское правительство выразило интерес приобрести российские МиГ-29. Вместе с тем свои самые серьезные ожидания Россия связывает с Аргентиной. Помимо вертолетов Ми-17, российская сторона предложила Буэнос-Айресу закупить у нее бывшие в эксплуатации истребители С-24. По причине давления Великобритании Аргентина не в состоянии приобретать какое-либо вооружение в Европе и Америке, поэтому заключение подобного контракта с Россией может открыть ей двери на аргентинский рынок, где спрос на военную продукцию является крайне высоким. Препятствием на этом пути может быть лишь то, что у Венесуэлы не так много денег на закупку вооружения и правительство этой страны пока не выработало единой стратегии в этом вопросе.
Еще одним покупателем, на которого возлагаются большие надежды, является Исламская Республика Иран. Эта страна тоже испытывает финансовые трудности из-за снижения цен на нефть, но она, как и прежде, может стать крупным импортером российского вооружения. Вместе с тем до тех пор, пока продолжает действовать резолюция Совета Безопасности ООН № 1929, Россия не может продавать Ирану никакого оружия. Когда именно Исламская Республика сможет закупать российское вооружение станет ясно только после того, как на ее переговорах с «шестеркой» международных посредников по ядерной проблеме удастся добиться конкретных результатов.