Глава международной организации, следящей за развитием конфликта на Украине, заявил, что промосковские сепаратисты постоянно получают новое оружие, и предупредил, что, если западные государства решат предоставить оружие украинской армии, это может привести к эскалации войны.
Ламберто Заньер (Lamberto Zannier), генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, выступил с этими предостережениями на Мюнхенской конференции по безопасности, где в спорах по вопросу о предоставлении Киеву оружия столкнулись восточноевропейские государства и члены Конгресса США с одной стороны и Германия, Соединенное Королевство и другие западноевропейские государства с другой. Представители администрации Обамы заявили, что пока президент не принял окончательного решения.
Заньер отметил, что он поддерживает реформы и предоставление украинской армии несмертоносного военного оборудования, но что он считает предоставление ей боевого оружия крайне опасным.
«Это влечет за собой определенный риск, и риск заключается в том, что это укрепит версию, которая уже появилась со стороны сепаратистов, что они ведут войну против НАТО и против Запада», — сказал Заньер в интервью репортерам Guardian в Мюнхене.
«И если оружие поступит из тех стран, которые поддерживают украинское правительство, это укрепит эту версию и даже может заставить россиян принять более непосредственное участие в конфликте, потому что Россия может увидеть в этом угрозу для себя».
В то же время, как сказал Заньер, существуют неоспоримые доказательства того, что арсенал сепаратистов постоянно пополняется, в том числе тяжелыми орудиями. Поскольку наблюдатели ОБСЕ лично не видели, как военное оборудование пересекает границу со стороны России, потому что им не дают возможности приблизиться к границе, по его словам, он может только предполагать, откуда доставляется это оружие.
Генеральный секретарь ОБСЕ — организации, в состав которой входят 57 государств — заявил, что ранее сепаратисты сообщили ее наблюдателям, что свое оружие они взяли с брошенных складов, принадлежавших украинской армии. Однако, по его словам, это объяснение неприменимо к тому оружию, которое сепаратисты используют в настоящий момент.
«Мы видели, как в ходе военных операций это военное оборудование уничтожалось, но, очевидно, его запасы постоянно обновляются. Мы также видим, что у сепаратистов нет проблем с запасами боеприпасов, с мобильностью отрядов и, таким образом, с наличием топлива. Поэтому, по всей видимости, ведется работа по постоянному усилению и доставке провизии ополченцам», — сказал Заньер.
Он добавил, что довольно трудно с уверенностью сказать, откуда поступает новое оружие, поскольку доступ наблюдателей ОБСЕ к украинской границе ограничен, хотя его должны были предоставить в соответствии с условиями Минского мирного соглашения, подписанного в сентябре прошлого года. Украинские пограничники не контролируют 400 километров границы, где находятся восемь пропускных пунктов. Наблюдатели ОБСЕ присутствуют только на двух из этих восьми пунктов, и им не разрешают патрулировать «зеленую границу» между этими КПП.
«Мы имеем крайне ограниченный доступ, — сказал он. — Но на другой стороне, на украинской стороне границы наших наблюдателей довольно много. Мы никогда не видели, чтобы военное оборудование поступало оттуда на восток Украины. Поэтому мы полагаем, что любое оборудование, поступающее на восток Украины, должно пересекать границу со стороны России».
Россия продолжает отрицать свое участие в украинском конфликте, хотя на территории Украины неоднократно арестовывались российские военные, а очевидцы видели, как российская военная техника пересекала границу.
В распоряжении ОБСЕ есть два беспилотника, которые помогают вести наблюдение за границей с воздуха, однако несколько дней назад один из них по непонятным причинам разбился. Однако и до этого случая использование беспилотников было жестко ограничено.
«В процессе применения беспилотников мы постоянно сталкивались с препятствиями, — сказал Заньер. — Нами было зафиксировано радиоэлектронное подавление, и компания, управляющая этой операцией, сообщила мне, что имело место подавление высокого технического уровня, поэтому нам пришлось использовать очень сложное и дорогое оборудование для контрподавления. Мы также столкнулись с попытками сбить наши беспилотники. Однажды нам удалось записать на пленку действия, предпринятые сепаратистским отрядом против нашего беспилотника. Поэтому эти средства контроля с воздуха эффективны только при условии соблюдения условий перемирия».
Он признал, что отказ поддержать предложение о поставке оружия украинской армии, особенно тогда, когда сепаратисты получают столько оружия, сколько им необходимо, может быть воспринят как несправедливость по отношению к Киеву.
«Я полностью с этим согласен. Но я считаю, что нам необходимо… сделать так, чтобы сепаратисты на Украине перестали получать оружие».
По его словам, если поставки оружия ополченцам не прекратятся, это заставит Запад вооружить Киев, и ответственность за это ляжет на тех, кто поддерживает сепаратистов. Однако он добавил: «Тем не менее, это не снижает риск расширения конфликта».