Решение конфликта на Украине является главным условием для построения «большой Европы». Об этом завила канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе выступления на Мюнхенской конференции по безопасности. По словам Меркель, Германия придерживается концепции построения «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. «Главным условием для этого является преодоление кризиса на Украине при соблюдении международного права», — подчеркнула она.
«Россия должна внести вклад в урегулирование кризиса на Украине. Военным путем этот конфликт прекратить невозможно», — заявила канцлер. Ранее в рамках конференции в Мюнхене Ангела Меркель провела трехсторонние переговоры с президентом Украины Петром Порошенко и вице-президентом США Джо Байденом. Напомним, Меркель и Олланд приготовили свои планы по достижению мира на Украине, с которыми 5 февраля прилетели в Киев для переговоров с Петром Порошенко. После пятичасовой встречи европейские лидеры отправились в Москву на встречу с Владимиром Путиным.
Западные СМИ не исключают, что эти переговоры могут стать поворотным моментом в войне на Донбассе. Как пишет журнал Spiegel, от Меркель зависят судьбы Украины, Донбасса и заодно России. Результаты переговоров определят, примут ли против Москвы новые, еще более жесткие санкции или градус напряженности в отношениях с Европой начнет постепенно снижаться.
Смысл заявления Меркель
«Вести» поинтересовались у политолога Вадима Карасева, что может означать заявление Меркель. «Заявление Меркель в целом означает, что европейская система безопасности должна быть построена, с ее точки зрения, не на дальнейшем расширением Европейского союза на Восток, а путем взаимодействия торгового дипломатического экономического Европейского Союза и Евразийского экономического союза. А это значит, что непрямо, очень косвенно, очень аккуратно, Меркель дает понять, что по крайней мере в ближайшем будущем предлагать Украине вступления в НАТО и членство в Европейском Союзе не будет, а наиболее оптимальный вариант безопасности и будущего Украины — это государство трансформер, посредник, который одновременно включен в торговое пространство Европейского Союза и имеет эффективное экономическое, торговое взаимодействие со странами Таможенного Союза. И фактически таким образом Украина, вместо того, чтобы быть яблоком раздора между Россией и Европой, может стать местом контакта — воротами Европы в Евразию и Евразии в Европу», — пояснил политолог.
«Примерно так можно расшифровать аккуратное заявление Меркель, которое претендует на концептуальность новой идеи, на построение новой континентальной системы безопасности. Если все — «Большая Европа», тогда не будет у Украины этого экзистенциального разрывающего выбора между Европой и Россией — все в Европе. Таким образом, идея «Большой Европы» устраняет риск и угрозу быть разорванной Украине между двумя враждебными частями Европы, с одной стороны Европейским Союзом, а с другой — Российской Федерацией», — продолжил Карасев.
«И тогда Украина, вместо того, чтобы быть прифронтовым государством и местом столкновения ЕС и РФ, превращается в место встречи, в место контакта, в коммуникатор, в место, где могут создаваться формы нового сотрудничества Европейского и Евразийского союзов, которое может положить начало формированию полноценной Большой Европы. Конфликт может быть решен и на основе новых идей по Европейской континентальной безопасности, в которой бы нашлось место и России. Тогда снимается конфликт между Европой и Россией, собственно, из-за которого начался Майдан, после того, как Янукович не подписал соглашение об Ассоциации и после которого начался период революции и войны на Украине. Главное — это то, что европейский порядок должен базироваться не на расширении НАТО и Европейского Союза на Восток, а путем взаимодействия между Европейским и Евразийским союзами, между Европой и Россией. Россия должна воспринять это положительно», — добавил он.
«Это может склонить ее к поиску компромисса по Донбассу, по конфликту на востоке Украины. Россия, конечно же, может рассматривать такой вариант, это как раз в ее интересах, ведь одно из российских требований это гарантии внеблоковости Украины и не вступления ее в НАТО, страны с нейтральным статусом. Конечно же, об этом не идет речь у Меркель, но в принципе не исключено такое место Украины в новой архитектуре Большой Европы», — считает известный политолог.