От задействованных сумм голова идет кругом. Le Monde публикует первую часть масштабного и небывалого в своем роде расследования. Оно стало результатом совместной работы Парижа, Вашингтона, Брюсселя и Женевы и раскрывает подробности широкой системы уклонения от уплаты налогов, которую не только принимал, но даже продвигал британский HSBC (вторая по величине банковская группа в мире) через дочернее швейцарское предприятие HSBC Private Bank.
Le Monde занимается расследованием дела HSBC с самого его начала. Год назад в распоряжении издания оказались банковские данные со всего мира за период с 2005 по 2007 год, которые свидетельствуют о гигантских махинациях международных масштабов. Мы поделились этими сведениями с 60 международными СМИ при содействии Международного консорциума журналистских расследований. Эти разоблачения могут поставить в неудобное положение множество видных людей, от французского юмориста Гада Эльмалеха, до короля американского актера Джона Малковича и короля Марокко Мухаммеда VI, не говоря уже о потенциальном ударе по международному банковскому сообществу.
По информации следователей, за период с 9 ноября 2006 года по 31 марта 2007 года через женевские счета HSBC прошло 180,6 миллиарда евро 100 000 частных клиентов и 20 000 оффшорных компаний. Именно этот период охватывают цифровые архивы, которые похитил у HSBC Private Bank бывший сотрудник банка Эрве Фальчиани.
Так, в конце 2008 года этот французский специалист передал в налоговые органы Франции украденные у работодателя данные. Занявшиеся этим вопросом с января 2009 года французские правоохранительные органы ведут расследование лишь по малой части «списка Фальчиани», а именно в отношении примерно 3 000 граждан Франции, которых подозревают в сокрытии средств в HSBC PB при содействии самого банка. В результате сам банк как юридическое лицо обвиняется в «незаконной банковской и финансовой деятельности», а также «отмывании сокрытых от уплаты налогов средств».
HSBC PB скрыл в оффшорных зонах более 5,7 миллиарда евро только для одних французских клиентов… Министерство финансов направило в правоохранительные органы обращения лишь по 62 персонам (в том числе наследнице Nina Ricci, процесс по делу которой должен начаться в Париже через несколько дней. Большинство же оказавшихся в «списке Фальчиани» французских граждан, по всей видимости, уже успели привести свои финансы в соответствие с законом.
28 января 2014 года le Monde опубликовал первую серию статей с подробностями о ходе французского следствия. Однако ему не хватало более широкой перспективы. Несколько дней спустя в здание редакции газеты в Париже пришел один человек. Этот источник, чье имя мы сохраним в секрете, передал нам «флешку» с файлами, которые французские органы составили с 2009 года на основе «данных Фальчиани» в обстановке строжайшей секретности, причем иногда даже наперекор сопротивлению политических властей.
Так, кто же находится в этих списках, которые передал французский Минфин ряду иностранных ведомств (мы огласим их имена, если они будут представлять общественный интерес)? Торговцы оружием и наркотиками, финансисты террористических организаций, звезды шоу-бизнеса и спорта, выдающиеся экономические деятели… Все они в своем подавляющем большинстве стремятся скрыть деньги в Швейцарии. Причем осуществляется это, если судить по французским клиентам, зачастую совершенно незаконно. Стремящиеся скрыть незадекларированные гонорары французские хирурги соседствуют там с бельгийскими ювелирами, фигурантами дела Elf множеством еврейских семей, которые решили отправить свое имущество на надежную охрану в Швейцарию во времена подъема нацизма в Европе…
Оффшорные структуры
К части из них обратились с предложением оказать подобную незаконную услугу их же банковские управляющие. HSBC PB помогал клиентам спрятать деньги за прикрытием из оффшорных структур, большая часть из которых располагались в Панаме или на Британских Виргинских островах. Это позволяло им уйти от уплаты ряда европейских налогов, вроде введенной в 2005 году директивы о налогообложении сбережений. В руках у следователей оказались материальные свидетельства этих разнообразных преступлений.
Исключительное по масштабам дело заслуживает особого к себе отношения. Поэтому в стремлении добиться как можно более подробного и досконального разбирательства le Monde решил весной прошлого года поделиться имевшимися данными с международными СМИ при содействии Международного консорциума журналистских расследований, который уже сотрудничал с газетой по другим громким делам в 2013 и 2014 годах. В общей сложности к этому были тайно привлечены 154 журналиста в 47 странах и 55 СМИ (британская The Guardian, немецкая Süddeutsche Zeitung, программа «60 минут» американского телеканала CBS…).
HSBC Private Bank, а также политические и судебные власти Швейцарии с самого начала расследования оспаривают как представленные французскими органами цифры, так и само использование данных в связи с тем, что они были украдены. 11 декабря 2014 года прокуратура Швейцарской Конфедерации уже выдвинула против Эрве Фальчиани (сначала тот пытался продать данные, но затем одумался и передал их французским властям) обвинения в «экономическом шпионаже», «краже данных», «разглашении коммерческой и банковской тайны».
Швейцария в штыки воспринимает расследование французских правоохранительных и налоговых органов и считает, что изначальные данные были сфальсифицированы, с чем категорически не согласны французские специалисты и участники следствия le Monde. 27 февраля 2014 года два ведущих дело французских следователя заявили насчет списков, что их «подлинность была подтверждена беседами со множеством владельцев счетов, которые в итоге пошли на сделку с налоговыми органами». HSBC PB, по всей видимости, тоже собирается договариваться с французским правосудием, чтобы избежать катастрофического для себя процесса, причем не только с точки зрения имиджа…