Многое сказал о российском министре иностранных дел Сергее Лаврове его комментарий в субботу по поводу той роли, которую играет Россия в украинском конфликте. Он был столь абсурден, что даже заставил Европу сплотиться. Но теперь испытание для нее — превратить смех и издевки, которые Лавров вызвал своим высказыванием, во что-то конструктивное.
Выступая с докладом на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене, Лавров сказал, что события прошлого года в Крыму были просто актом самоопределения в соответствии с уставом ООН, но никак не аннексией, совершенной с помощью российских солдат. Затем он сам подставил себя под насмешки, заявив, что воссоединение с Крымом было легитимнее, чем объединение Востока и Запада Германии в 1990, и добавив, что бывший Советский Союз всегда был сторонником объединения Германии после Второй мировой войны. Даже если в его словах и есть доля истины, нет сомнений, что Сталин желал объединить всю Европу в тюрьме народов, чем он и занялся после 1945.
Эта смесь цинизма, самообмана и уязвленной гордости особенно ядовита сейчас, поскольку у Запада отсутствует согласие в политике относительно Украины. Канцлер Германии Ангела Меркель не желает ни оказаться вовлеченной в военную кампанию против России, ни капитулировать перед ней. Именно поэтому она настаивает на терпении и дальнейших санкциях против русских. Однако ее европейские коллеги не желают идти даже на такие меры.
Тем временем в США и ряде стран Европы из бывшего советского блока растут настроения, что Украине пора предоставить вооружение для защиты в противовес той поддержке, которую оказывает Россия сепаратистам на востоке.
Бредовые идеи Лаврова существенно подрывают логику этой точки зрения. Если Президент России Владимир Путин рассматривает все произошедшее на Украине за последний год как часть заговора США и НАТО против России, то американская или натовская программа предоставления оружия вряд ли заставит его изменить свою точку зрения или стратегию действий.
На это можно было бы рассчитывать, если бы Путин верил, что американцы и НАТО готовы пойти на такие действия, которые нанесли бы ему поражение на Украине. Но он знает, что они к такому не готовы.
Частью проблемы стало и то, что Запад также находится в заблуждении касательно масштаба действий необходимых для выдворения России с Украины. Если это не признать, то итогом, возможно, станет самое худшее — российское вторжение. А это может привести к расчленению Украины и глубокой трещине в отношениях, как между европейскими странами, так и между ЕС и США
Легко сказать, что Западу нужна единая стратегия действий. Но какой она должна быть? Можно было бы начать с еще большего ужесточения санкций, что привело бы к дальнейшему увеличению цен в России. По-прежнему очень важно строго придерживаться обязательств и помогать Украине оставаться финансово дееспособной, пока она защищается. При этом Украина должна дать обещание, что она не войдет в НАТО. В ответ от Путина надо требовать вывода российских войск, заменив их международными силами, которые бы закрыли наглухо границу страны. Также Москва должна согласиться на то, чтобы Украина сама выбирала себе правительство и торговых партнеров.
Это те вопросы, которые должны быть включены в повестку встречи представителей России, Германии, Франции и Украины в Минске. Если вместо этого США и ЕС опять разойдутся во мнении по поводу предоставления Украине противотанкового оружия или будут настаивать на продолжении бессмысленных дискуссий, насколько извращен взгляд Лаврова на мир, тогда последним будет смеяться Путин.