Нет сомнений в том, что события на Украине спровоцировали в отношениях России и Запада самый серьезный кризис с тех пор, как закончилась холодная война. Российские представители даже регулярно предупреждают о том, что нам угрожает новая холодная война. И неудивительно, что, по крайней мере, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в этом виноваты попытки так называемого Запада любой ценой сохранить лидирующую позицию и навязать свои идеи, в том числе и путем силы. Москва же, разумеется, новой холодной войны не хочет.
Однако в спорах забыли о том, что новая холодная война между Россией и Западом — это полная глупость. Иллюзия возникла вместе с тем, как Владимир Путин вернул россиянам ощущение, что они - снова держава, по силе равноценная самым мощным странам. Но вернулась лишь иллюзия, а не реальная и равноценная сила. Кроме того, эта иллюзия подпитывалась растущими ценами на нефть. Теми, которые сегодня падают, как карточный домик.
Холодная война была в первую очередь идеологическим соперничеством двух блоков, возглавляемых двумя сверхдержавами. Каждая из них вступила в соперничество со всей своей экономической и военной мощью, с которыми никто другой сравниться не мог. Сегодня ничего подобного нет.
Исчезла биполярность. С точки зрения мощи формула «Соединенные Штаты, СССР, а кроме них — никого» уже не работает. Возможно, сегодня так: Соединенные Штаты, Китай, а кроме них — никого. А, может, в каком-то смысле справедливее было бы порядок выстроить так: Китай, Соединенные Штаты. А что же Россия? Она далеко позади. Она не возглавляет военно-политический блок. Ее экономика значительно меньше немецкой и не намного больше британской или французской. А российская армия, которая устрашает восточных членов НАТО?
Да, под руководством Сергея Шойгу армия сделала большой скачок. Никакого катастрофического хаоса, как было в Чечне или Грузии. Элитные подразделения ГРУ и десантные войска достигли западных стандартов. В Крыму они показали себя профессионалами, пусть даже противник был отчаянно слаб. Но, по доступным данным, все остальное отстает.
Москва, стремясь распространить иллюзию силы, рассказывает об армии в миллион человек. Миллион — впечатляющая цифра. Тут есть свой психологический смысл. И что с того, что в реальности их там всего 700 тысяч. Все равно это много, но большая часть — это новобранцы. Новобранцы в стране, которая вымирает. Как метко заметил один западный аналитик: «Сегодня в Польше, Чешской Республике, Словакии и Германии размещено больше дивизий, чем насчитывает российский Западный военный округ». Российских солдат вооружает отечественная оборонная промышленность, поезд которой во многих отношениях ушел. Пример? Когда России нужны большие десантные корабли, она вынуждена покупать их у Франции.
И, наконец, идеология, мотор холодной войны. Советский Союз, победитель гитлеровской Германии, имел идеологию, которая построила промышленность в отсталой стране. Это была приманка для других отсталых стран. Идеология, согласно которой все когда-нибудь станут равны. Обещание так и не было исполнено, но, опять же, было привлекательным. Ничего подобного Владимир Путин предложить не может.
Несмотря на это, остается огромная опасность. А вдруг Владимир Владимирович поверил в иллюзию, которую создал? Вдруг он вызовет Запад на поединок, пусть даже рациональное мышление подсказывает, что сил у него на это нет? Это Вопрос, ответ на который, вероятно, знает только он сам.