Президент Милош Земан, как и венгерский премьер-министр Виктор Орбан и австрийский канцлер Вернер Файман, считается в Европе «пророссийским политиком». Прежде всего из-за того, что все они — противники антироссийских санкций и политики в отношении Украины. Особенно примечательно, что чешский президент, судя по всему, не использует информацию спецслужб, которая поступает из охваченных войной восточных областей Украины.
Поэтому Reflex.сz опросил несколько чешских дипломатов и сотрудников спецслужб на предмет того, как, собственно, проверяется информация с Украины, потому что и московское, и киевское правительства склонны к дезинформации и пропаганде. И точно так же действуют сепаратисты.
Скажем, перед тем, как НАТО обнародует официальное сообщение касательно Украины, предварительно тщательно проверяется вся информация от спецслужб отдельных стран-участниц Североатлантического альянса. И если данные оцениваются как проверенные, их публикуют. «Порой случаются споры и жаркие дискуссии о том, потому что не все можно надежно проверить и потом опубликовать», — рассказал один чешский дипломат.
Но если уж НАТО делает некое заявление о боях на Украине, оно всегда является собранием множества мнений и данных, полученных разными спецслужбами. И альянс утверждает, что на востоке Украины действуют российские солдаты в униформе без знаков отличия, что к местам боев из России поставляется оружие, что российские военные инструкторы обучают тут сепаратистов, и что танки, бронетранспортеры и амуниция однозначно поступают из России.
Поэтому большая часть западных политиков настроена в отношении России очень критично и поддерживает сохранение санкций против режима Владимира Путина. Вот только Милош Земан, который вообще любил поинтересоваться сообщениями спецслужб уже во времена своего премьерства (1998 — 2002 гг.), вдруг в случае Украины стал глух и слеп, выражая взгляды, которые, скорее, близки Москве.
Ясно, что и украинцы не говорят о войне на востоке своей страны правду. Но то, что чешский президент больше верит российской пропаганде, это ошибка — как его личная, так и его аппарата в Пражском Граде.