Правительство Российской Федерации приняло антикризисный план спасения экономики, который этой же экономике будет стоить несколько триллионов рублей. Учитывая системную коррупцию, которая существует в России, можно сказать, что огромная часть рублей, предусмотренных этим планом, еще больше углубит этот кризис.
Ситуация в экономике России довольно серьезная. Настолько, что даже власти России больше не видят смысла в сокрытии проблем и открыто признают серьезность ситуации. Вице-премьер России Игорь Шувалов несколько дней назад на международном экономическом форуме в Давосе заявил, что Россия входит в стадию тяжелого и длительного кризиса, который будет более тяжелым, чем кризис 2008-2009 годов.
Шувалов заявил, что нужно приготовиться к «жесткой посадке», и общество, власти и бизнес должны подготовиться к жизни в новых условиях. Если вице-премьер России заявляет об этом, можем представить, какая на самом деле ситуация. И если Россия готовится к «жесткой посадке», то можно представить, к чему должна подготовиться находящаяся под российской опекой экономика Республики Армения. Или же правильнее сказать, что Армения ни к чему не может подготовиться, потому что Армения лишилась даже возможности подготовиться к чему-либо, вступая в структуру, называемую Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Проблема в том, что эта структура, по сути, ограничила возможности действий Армении, связала руки Армении, и сегодня Армения всего лишь может надеяться, что в этом связанном состоянии останется в той позиции, что когда Россия совершит жесткую посадку, Армения не останется под ней, то есть, не совершит посадку на Армению.
После всего этого, те, кто различными комментариями запихивали Армению в Евразийский экономический союз, должны подготовиться к тому, чтобы попросить прощения у армянского народа за ту подлость, которые они совершили в условиях очевидных четких опасностей. Они явно видели, какой спад происходит в Евразийском союзе, в России, но продолжали кормить общество Армении пустыми обещаниями об экономических выгодах. Но вряд ли нравственность позволит попросить прощения за все это, если позволила подобным открытым обманом искажать общественное мнение и настроения. С другой стороны, обществу вместо изменений нужны были шаги. То есть, если власти России разрабатывают антикризисную программу, то правительство Армении этим делом должно было заниматься еще раньше, чем власти России, если, конечно, остались хоть какие-то признаки интеллекта и здравомыслия в армянской политике.
Проблема в том, что если Россия уже начала признавать тяжесть ситуации, то это означает, что эта тяжесть ситуации, так сказать, для дальновидного и пронзительного глаза должна была быть видимой еще несколько месяцев, даже более года назад. А власти Армении, учитывая их зависимость от России, должны были не только увидеть, но и почувствовать прогрессирующий характер экономических проблем России. А это в свою очередь означает, что если даже и не хватало смелости, воли и желания отказаться от разрушительного процесса членства в ЕАЭС, то хотя бы должны были вести переговоры внутри страны, чтобы подготовиться к кризису и принять антикризисные меры.
Экономика Армении является придатком, тупиком экономики России, и существующие в России экономические проблемы дойдут до Армении не по цепной реакции, а даже раньше, чем почувствуют в России, то есть, придаток, тупик раньше должен почувствовать эти экономические проблемы, что, по сути, происходит с Арменией. Нынешняя кажущаяся экономическая стабильность представляет еще большую опасность, чем могла бы представлять шоковая ситуация. В случае шоковой ситуации включается, так сказать, всеобщая система кризисного реагирования, которая в свою очередь оказывает давление на власти, правительство, и заставляет сделать хотя бы минимальные шаги. Между тем, в условиях относительной стабильности экономика изнутри продолжает разрушаться и разлагаться, а на правительство не оказывается никакого давления, и вместо необходимых шагов мы получаем пропагандистские манипуляции в различных вопросах.
Власти Армении даже не посчитали необходимым принять участие в международном экономическом форуме в Давосе, что непосредственно означает, что Армения сама себя выставляет из мировой экономической карты. Между тем, Давос — это не только возможность привлечь инвестиции, но и учиться, извлекать мысли, идеи, проводить обсуждения. А для Республики Армения, оказавшейся в состоянии, так сказать, хвоста российского кризиса, опережающего голову, по крайней мере, удостоиться экономических обсуждений вокруг собственных проблем, уже может иметь большое значение.
Фактически, правительству Армении и это не интересно, что даже и не удивительно, потому что правительство было уверено, что никто в Давосе не подскажет свежие идеи насчет экспорта из Армении огурцов и помидоров в Россию.