Последняя поездка в Москву весной 2014 года оставила одно яркое воспоминание. Я был на рабочей встрече в крупном бизнес-центре, где арендуют офисы технологические бренды уровня Nokia и Samsung. На первом этаже престижного здания в центре Москвы, которое ежедневно посещают десятки тысяч человек, развернули масштабную фотовыставку, восхвалявшую славу российского оружия. Это были профессиональные авторские фото солдат и офицеров, а также военной техники. Смотришь и понимаешь: за Кремлем стоит не просто российская армия, а суперсила.
Такие выставки в Москве — не редкость. Постеры со снимками современного российского вооружения можно увидеть в метро, на вокзале и других общественных местах. Впрочем, из разговоров с россиянами следовало, что ничего удивительного в этом явлении нет. Кроме того, я узнал, что быть офицером в России сегодня по-прежнему престижно, как когда-то в СССР.
Российская идеологическая машина исправно работает уже много лет. Российской армии старательно придают лоск: формируют имидж суперсовременной военной силы, которая стоит на страже отечества, а служат в ней достойнейшие люди. На это работает не только реклама, но и кинематограф, а также сериальный телевизионный продукт.
Я, как человек, который отдал немало лет управлению репутацией, могу сказать, что этот пиар проводится весьма профессионально и имеет высокие результаты. На Украине все не так. До недавнего времени у рядового украинца при упоминании словосочетания «украинская армия» перед глазами всплывала безмятежная картина возведения солдатами генеральских дач. Конечно, с начала АТО многое изменилось, добровольцы внесли в нее дух патриотизма, а волонтеры — возможность достижения целей, но как же мало сделали для имиджа армии профильное министерство и штабное руководство.
Чего стоит мобилизация, построенная на принципах принуждения и, соответственно, запугивания. А ведь вместо обнародования информации о тысячах уклонистах и уголовных делах против них мобилизацию можно было бы сделать не просто эффективной, но и крайне привлекательной.
К тому же правительство уже дало для этого козыри — солидные гонорары за подбитые танки, БТР и даже за каждый день, проведенный в АТО. Однако дальше скромных сообщений в СМИ эта тема не пошла. А тем временем генералы допустили еще один грубейший ляп с точки зрения продвижения «продукта», да и прав человека, предложив заставить военнообязанных граждан получать справки из военкомата для выезда за рубеж.
После таких вопиющих ошибок украинского руководства российские вбросы, фейки, армия кремлевских интернет-ботов и троллей разных мастей и «акулы пера» из всевозможных Lifenews уже не вызывают прежнего беспокойства.
Российская кампания была прекрасно разработана, да и осуществляется весьма профессионально, и мне совершенно непонятно, почему с украинской стороны нет симметричного ответа. Даже тем, кто бросил мирную жизнь и отправился на войну, мы не можем обеспечить информационного прикрытия, выстроить нормальную репутацию, обеспечить ощущение собственной значимости.
И если честно, мы давно проиграли в информационной войне в Донбассе, где украинскую власть считают не иначе как «убийцами» или «хунтой».
Если не взяться за продвижение армии в ближайшее время, мы можем потерпеть поражение не только в идеологической войне, но и в реальной, а также нанести существенный вред репутации государства.