Ранее сообщалось, что украинская валюта потеряла 30% своей стоимости, но это не совсем точно. Реальность намного хуже: гривна потеряла примерно 50% своей стоимости в течение всего двух дней, потрясающее падение, которое поместило страну на волосок от дефолта.
Валютные резервы Украины в настоящее время снизились до 6,42 миллиардов долларов (и по-прежнему падают!). Этого достаточно, чтобы покрыть стоимость всего пяти недель импорта. По правилам, принятым среди экономических аналитиков, страна нуждается по крайней мере в шестимесячной сумме «импортной крышки», и все, что является меньшей суммой, считается кризисной ситуацией. Если страна не получит существенную помощь в ближайшем будущем, на Украине денег в иностранной валюте будет меньше, чем необходимо на один месяц. Если запасы опустятся еще ниже, чем в настоящее время, то в стране могут буквально закончиться доллары и евро.
По какой-то причине, которая лично мне совсем не понятна, дискуссии среди западных экспертов в подавляющем большинстве сосредоточены не на надвигающемся экономическом апокалипсисе, который ожидает Киев, а на том, поставят ли Соединенные Штаты Украине передовые системы вооружений, чтобы отбить русских. Рассмотрим, например, что Александр Мотыль сказал в Foreign Affairs (единственный раз, когда он упомянул экономику Украины в статье, посвященной анализу нынешнего кризиса):
[Путин] не имеет возможности подорвать экономику Украины без одновременного уничтожения экономики России.
Я видел очень похожие формулировки и других аналитиков, оптимистичные заявления, которые сводятся к «да, сейчас все выглядит довольно ненадежно, но не волнуйтесь, с экономикой Украины все будет хорошо». Это оптимистичная оценка экономического положения Украины принципиально искажает динамику отношений между Москвой и Киевом.
Украина, очевидно, важна для России экономически, но не критична. По данным официальной статистики, в 2013 году Россия фактически провела больше внешней торговли с Италией, чем с Украиной. Общий объем иностранного товарооборота между Россией и Украиной был меньше, чем между Россией и Германией или Россией и Китаем, и был примерно на том же уровне, что и торговля России с Турцией (39 миллиардов долларов с Украиной в 2013 году по сравнению с 34 миллиардами долларов с Турцией). Никто не будет же серьезно утверждать, что Турция имеет какие-то важные экономические рычаги на Россию, так почему они должны быть у Украины?
Возможно, это и неловко отмечать, но обратите внимание, что Россия имеет решающее значение для экономики Украины не только как источник сырья и энергии, но и как место сбыта промышленного производства, которое в состоянии найти клиентов. По данным правительства Украины, на Россию приходится примерно четверть от общего объема внешней торговли страны. Аналогичный показатель с российской стороны? Где-то между 6 и 7%. Учитывая эту реальность, влияние России на Украину, очевидно, гораздо больше, чем влияние Украины на Россию.
Если Запад не предпринимет шаги, чтобы массово помочь экономике Украины в ближайшем будущем, страна будет просто не в состоянии позволить себе «антитеррористическую операцию» на Востоке. Обоснование: без денег невозможно построить современную армию. Кто-то должен платить зарплату солдатам, сражающимся в Донбассе, кто-то должен купить бензин, чтобы отправить этих солдат на войну, и кто-то должен платить за боеприпасы, которые они используют. Учитывая шаткое финансовое состояние государства, способность Украины делать это всегда была ограниченной, но теперь и эти возможности заканчиваются.
В долгосрочной перспективе Украине всегда будет требоваться помощь Запада, чтобы помочь сгладить свой «европейский путь». Одним из главных уроков посткоммунистического пространства является то, что для перехода к устойчивому капиталистическому развитию требуется существенная внешняя помощь, чтобы дать старт процессу (Польша здесь является наиболее ярким примером). Но Украине также требуется незамедлительное вливание ресурсов, чтобы предотвратить катастрофу. Вполне вероятно, что МВФ вмешается, но люди ждали новый пакет МВФ в течение нескольких месяцев, а он так до сих пор и не дошел.
Если международная политика была бы моралью сказки, то интервенционистская и агрессивная российская экономика страдала бы больше, чем бедная, беззащитная Украина. Но в мире нет ни йоты справедливости, поэтому Украина уже пострадала, погрузилась в непропорционально тяжелый экономический кризис и зашла в тупик.
Может быть, военная помощь в данной ситуации и имеет смысл, но, что более вероятно, это не так. А вот без активной помощи у Украины не будет экономики, которую нужно будет поддерживать.