«Материал о пропаганде в России?» — изумилась психолог Наталья Вершина, когда я попросил ее о комментарии. — «Но это же все, что нас окружает. Даже на трамвайной остановке плакат: «Поменяй футболку на патриотическую» с изображением «Искандеров».
Тогда и сейчас
Сегодня в России многие вспоминают, что годом ранее, в январе 2014 года, когда доллар колебался в пределах 30-32 руб, а евро — 40-45 руб, продукты питания и другие товары народного потребления стоили значительно дешевле, чем сейчас. Простой пример: в январе 2014 года я купил холодильник за 18 тыс руб. Сейчас точно такой же холодильник стоит в два раза дороже — 36 тыс руб. Вспоминают об этом многие, но недовольных сложившейся ситуацией мало. Январский рейтинг Путина, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), составляет 73%. Год назад, в благополучное время, он составлял 46%.
О причинах высокой популярности российского лидера на фоне масштабного кризиса мы поговорили с профессиональными психологами. Они уверены: чтобы завуалировать экономические неудачи, над обществом производят психологический эксперимент с обширным набором манипуляторных приемов.
Исключительность
— Позвольте цитату из Путина, — говорит психолог Наталья Вершина. — Вот что он сказал во время «Прямой линии» в апреле прошлого года: «Что же все-таки в основе наших особенностей? Мне кажется, что русский человек, или сказать шире — человек русского мира — он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека. Вот западные ценности — в них мерило успеха — это личный успех. У нас этого недостаточно. Мне кажется, только у нашего народа могла родиться поговорка: „На миру и смерть красна“. Как это так? Смерть — это же ужас. Нет. На миру она красна. На миру — это значит за друга своего, за свой народ, за Отечество. Конечно, мы менее прагматичны и расчётливы, чем представители других народов. Но мы пошире душой».
— Заметьте, как умело президент играет на чувствах, близких российскому психотипу: французы, англичане, американцы — они представляются как бы бездушными, — продолжает Вершина. — Рисуется следующий образ западного человека: он может хорошо продавать какой-то товар, быть успешным в делах, но если попросить его о помощи — он, скорее всего, откажет, потому что это невыгодно. Русские же в устах президента представляются людьми, которые готовы отдать последнюю рубаху нуждающемуся. Этот образ хорошо работает, потому что в России катастрофически низкий уровень зарплат: средняя начисленная заработная плата по стране составляет около 29 346 руб, то есть меньше 500 долларов. Когда человек слышит о том, что на западе живут богаче, но при этом якобы безнравственно и меркантильно, он думает: «Лучше я буду жить, как живу: в доме, где все стены исписаны ругательствами, в городе, где нет работы, но зато совесть останется чиста». Люди как бы оправдывают неустроенность своей жизни тем, что являются носителями некой духовности.
Вы чувствуете, как тут пахнет исключительностью? По сути, это она и есть. А ведь именно эта исключительность, по словам Путина, может привести к трагедии. Вот цитата из его интервью сербской газете «Политика»: «К сожалению, „вакцина“ от нацистского вируса, выработанная на Нюрнбергском трибунале, в некоторых государствах Европы теряет силу <...> Важно, чтобы люди в разных странах, на разных континентах помнили, к каким страшным последствиям могут привести уверенность в собственной исключительности, попытки любыми средствами достичь сомнительных геополитических целей, пренебрежение элементарными нормами права и морали».
Двойные стандарты. Однако этот прием работает, потому как российскому народу дается стандарт со знаком плюс: вы — носители истинных ценностей, они (Запад) — заблуждаются. Именно поэтому потенциальную войну с Украиной поддерживают 74% россиян: мы ведь придем туда не убивать, а восстанавливать истинные ценности.
Враг у ворот
— Нет сомнения, что дать народу только лишь убежденность в его исключительности — мало, — говорит психолог Заур Кохадзе. — Здесь нужны иные переменные. И такой переменной в России стал «образ врага». Изначально в качестве врага был избран Запад. И это было эффективно. Однако Запад — он все-таки далеко. В сознании россиян это эфемерный образ — как известно, 83% граждан России никогда не были за рубежом и не имеют даже заграничного паспорта. А вот Украина — это уже другой вопрос. С точки зрения внутреннего рейтинга, ситуация на Украине для Путина и его команды очень благоприятная. Украина в сознании россиян — это часть их страны, просто ставшая отдельным государством. И россияне в настоящий момент не могут принять, что это — другая страна со своими особенностями. Это такой великорусский шовинизм, который происходит из географического фактора: Россия все-таки самая большая страна на свете, а Украина и Белоруссия, которые тоже говорят по-русски, — они маленькие.
Так вот. Пока условный «враг» был далеко, рейтинг Путина мог колебаться. Но сейчас, когда «враг» — это Украина, президентский рейтинг не может стать низким. Это еще советское наследие — «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Россияне сейчас отвлечены — они «думают о Родине». По их мнению, враг у границ. К сожалению, может случиться так, что когда они подумают о себе — а думать о себе, значит, в первую очередь, обустраивать и облагораживать пространство вокруг себя — может быть поздно.
В стране идет необъявленная мобилизация населения. Показывая ужасы донбасской войны, государство как бы говорит: мы против этого. Не будем останавливаться на том, что Россия на самом деле поддерживает войну на Донбассе. Мы сейчас говорим о манипуляциях. Так вот: людям говорят: Россия против убийства мирных жителей Донецкой и Луганской областей. Срабатывает обратный эффект: значит, Украина, поддерживаемая США и ЕС, — за? Казалось бы, это бред, в который невозможно поверить. Но люди верят и дело здесь в технических особенностях российской пропаганды.
Дело техники
— В России есть такая поговорка: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, — и он захрюкает» — продолжает Заур Кохадзе. — Именно такой эксперимент проводится над российским телезрителем. Телевизор — главное оружие пропаганды, а в России его ежедневно смотрят 70% населения.
В России есть поговорка «Скажи человеку сто раз, что он свинья, — и он захрюкает».
Важная особенность российской телепропаганды — это ложь. Вспомните хотя бы рассказанную по «Первому каналу» историю о распятом украинской армией трехлетнем мальчике в Славянске*. Российский телезритель привык верить телевизору. Это тоже особенность, передавшаяся еще с советских времен — телевидение ассоциируется с властью, а власть не может обманывать. Ложь, доведенная до абсурда, ломает психику и человек думает: «Вот сволочи, ничего — когда-нибудь и Вас распнут на доске объявлений». Так и появляются добровольцы, готовые ехать на Донбасс воевать с «хунтой».
Кстати, тоже важная деталь — называть своего оппонента нелицеприятными словами. Официальный Киев — «хунта», солдат украинской армии — «каратель». Вы знаете, с чем ассоциируется слово «каратель» у россиян? Это отсыл ко Второй мировой войне. Einsatzgruppen — оперативные карательные отряды, эти отряды устраивали геноцид мирного населения. С ними, например, связано сожжение 149 человек в белорусской деревне Хатынь в 1943 году. Вот довольно типичная подача новости на российском ТВ: «Украинские каратели уничтожают жителей города Первомайска Луганской народной республики. Мировая общественность вяло посматривает на произвол украинской хунты. Политики Запада полностью поддерживают карательную операцию на территории Донецкой и Луганской народных республик, снабжают карателей обмундированием и военной техникой. Смерть мирных людей ложится не только на украинскую хунту, но и на западные страны и Америку, которые всячески контролируют и поддерживают это кровопролитие». Что после этого испытывает телезритель? Ярость.
В этом же выпуске новостей нужно обязательно дать положительную информацию о действиях российских властей. Например, сообщить о том, что Владимир Путин предлагает Киеву урегулировать ситуацию мирным путем. Зритель смотрит и думает: наша власть — милосердная. Но можно даже не акцентировать внимание на украинской тематике и Путине. Если следом за новостью о «карателях» поставить новость из разряда «На Дальнем Востоке более 100 военнослужащих получили ключи от новых квартир», зритель будет воспринимать это так: Запад принес на Украину убийства и разрушения, а у нас в стране все спокойно, мы процветаем.
Важно отметить и способы подачи информации телеведущими. Например, программа «Политика» Петра Толстого, которая выходит на государственном телеканале «Первом канале». Широко использующийся в этой передаче прием — подмена смыслов. В студию приводят иностранца, который не очень хорошо говорит по—русски. Приглашение иностранца — сигнал зрителю: «Посмотрите, мы даем вам альтернативную точку зрения». Однако в ходе беседы иностранный гражданин, который не очень хорошо владеет русским языком, начинает задумываться, когда отвечает на вопросы ведущего. Опять же задумывается — в силу своего несовершенного знания языка. И тут подключается сам ведущий, он говорит: «Вы, наверное, имели в виду вот это», «Вы хотели сказать...» Сбитый с толку иностранный гражданин, не понимающий беглой речи ведущего, соглашается.
Есть и более жесткие методы влияния на психику аудитории. Их, например, использует Жириновский. Он берет напором. На телезрителя обрушивается шквал утвердительных предложений, которые, по сути, представляют собой лозунги: «Нельзя идти на поводу у Запада», «Нужно защитить людей Донбасса». Этот поток акцентированных лозунгов приводит человеческую психику в состояние экстаза. А в экстазе, как мы знаем, человек теряет функцию рационального мышления.
Обязательно нужно сказать о пропагандисте № 1 российского ТВ Дмитрии Киселеве. Его главный прием — жестикуляция. Когда смотришь его новости, понимаешь, что слышишь не все, о чем он говорит, а большую часть времени — следишь за руками. Киселев — мастер гипнотического преподнесения новостей. Он в совершенстве владеет техникой НЛП. Ты следишь за его жестами, а в это время он говорит: «Президент Украины Петр Порошенко вернулся из двухдневного визита в США. В это же время украинская армия возобновила массированные обстрелы городов Донецкой республики. Совпадение? Не думаю». Основная мысль, даже не озвученная Киселевым: «США отдали Порошенко приказ о возобновлении обстрелов». Срабатывает еще один механизм: зритель начинает думать, что к умозаключениям он приходит самостоятельно. А значит — это его позиция. Вот так и вырастают отечественные «патриоты».
Русская православная церковь
— Особую нишу в российской пропаганде занимает церковь, — говорит Заур Кохадзе. — Как известно, более 60% населения РФ считают себя православными христианами. Говорить об особенностях религии не буду — это тема для отдельного разговора, но хочу привести цитату из выступления Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Это призыв к россиянам в связи с санкциями:
«Самое страшное для России — смута в сознании и в сердцах.
В моменты экономических трудностей огромное количество людей теряет масштаб видения жизни, который совпадает с масштабом страны.
Вот почему для того, чтобы посеять смуту в сознании, нужно ухудшить экономическую ситуацию. Мы сегодня сталкиваемся с этой проблемой иностранных санкций. Они на что направлены? В первую очередь — на то, чтобы люди перестали думать об общенациональном, чтобы каждый подумал о себе
Незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания. Вот об этом мы сегодня все должны молиться и думать».
Скажите, может ли быть при таких инструментах влияния недовольство подорожанием холодильников?
*Справка: 12 июля в эфире российского «Первого канала» появился сюжет, в котором женщина, представляющаяся беженкой из Славянска Галиной Пышняк, рассказывает историю о распятии на доске объявлений трехлетнего мальчика. Преступление якобы совершили солдаты украинской армии, предварительно согнав жителей города на площадь Ленина. Мальчик, по словам Пышняк, был убит за то, что его отец — сепаратист.
Вскоре, однако, стало понятно, что эта история выдумана. Во-первых, в Славянске нет площади Ленина. Во-вторых, ни один из жителей Славянска, опрошенный журналистами в том числе и российских СМИ, информацию о распятии ребенка не подтвердил.
«Первый канал» до сих пор не извинился и не опроверг изложенную в сюжете информацию.