Война опустошает восток Европы. Украина стала жертвой российской военной агрессии, и, нравится вам это или нет, ее судьба, по сути, определит судьбу Европы, поскольку нынешний кризис сформирует правила и принципы, по которым европейцы будут жить в XXI веке.
Будет ли Европа руководствоваться принципами свободы, демократии, верховенства закона и нерушимости национальных границ? Или будут торжествовать неприкрытая сила и желание ее применять? Будут ли «управляемые» демократии и принцип раздела мира на сферы влияния попирать право стран, больших и маленьких, самостоятельно выбирать свое будущее?
После завершения холодной войны и краха Советского Союза независимость Украины и ее территориальная целостность быстро стали краеугольными камнями европейского порядка. Этот стратегический факт сейчас еще более очевиден, чем когда-либо раньше. Проще говоря, нынешняя демократическая Украина воюет за будущее Европы.
Российский президент Владимир Путин хочет восстановить международный порядок, основанный на эксклюзивных сферах влияния, подконтрольных великим державам: такая система доминировала в раздираемой войнами Европе в XVIII и XIX веках. Европейская Украина и Европейский Союз противостоят этим попыткам. Именно поэтому нынешняя российская политика нацелена на полную дестабилизацию Украины, особенно в военном и финансовом отношении. В своих собственных интересах Европа обязана не позволить такой политике победить.
Несмотря на продолжающуюся войну на востоке, Украина сумела сделать важные шаги в сторону демократии после отставки президента Виктора Януковича в феврале прошлого года. После восстания Евромайдана в Киеве в ноябре 2013 года появилась новая Украина. Свободные и справедливые президентские и парламентские выборы привели к власти лидеров, которые, проводя радикальные реформы, стремятся к выполнению запроса избирателей на современную экономику и прекращение коррупции. Тем не менее, цель внутриполитической стабилизации еще далека от достижения. Основная причина этого не столько в разногласиях внутри украинского правительства, сколько в отчаянном финансовом положении страны.
Соединенные Штаты, Европейская комиссия и ведущие страны-члены ЕС согласились, по крайней мере, принципиально, что Украине нужна быстрая и значительная финансовая помощь для противостояния российской агрессии. Также они договорились поддерживать глубокие социальные и экономические реформы, которые Украина обязана проводить.
Однако до сих пор никакие суммы не были выделены, что вызывает беспокойство, поскольку МВФ уполномочен предоставлять деньги Украине только в том случае, если страна гарантирует финансовую стабильность, по крайней мере, в течение 12 месяцев. Украина столкнулась с жесткой нехваткой денег, что может привести к серьезному финансовому кризису в дополнение к нынешнему тяжелому военному кризису.
Трудности принятия конкретных финансовых обязательств ЕС объясняются недостатком финансовых средств. Главная слабость внешней политики ЕС заключается в отсутствии гибких инструментов распределения финансовой помощи соседним странам. Будет абсурдно, если украинский финансовый кризис начнется лишь потому, что в Евросоюзе не смогли договориться о выделении фондов на его предотвращение.
Предотвратить такое развитие событий можно, приспособив под нужды Украины один из двух инструментов ЕС, предназначенных для стран, не входящих в еврозону: схему макрофинансовой помощи, гибкий инструмент, позволяющий сочетать кредиты с прямыми субсидиями, или механизм помощи платежному балансу, дополняющий программы МВФ для стран ЕС. Использование этих инструментов может быть ограничено условиями, гарантирующими, что они направляются не на подпитку безудержной коррупции, а туда, где в них больше всего нуждаются. Кроме того, в рамках донорского соглашения должны быть приняты обязательства, запрещающие использовать эту помощь для совершения прямых выплат России.
Сегодня более важно дать адекватную финансовую поддержку Украине, чем вводить новые санкции против России. Именно поэтому Россия может быть также заинтересована в конференции доноров и в свежих деньгах Европы для Украины. Действительно, экономические санкции не только углубляют кризис в России; они также негативно влияют на другие европейские страны. Напротив, финансовая помощь Украине ясно даст понять, что Евросоюз не намерен терпеть дестабилизацию страны, но одновременно обеспечит экономические стимулы для Украины и всего региона.
Столь же важно и другое. Если ответ Запада на российскую агрессию против Украины фактически ограничится экономическими санкциями, Путину будет проще сваливать вину на Запад и его якобы враждебность по отношению к России за падение уровня жизни российских граждан. Тем самым он сможет удвоить ставку на агрессивный национализм.
На сегодня единственной вещью, которой не хватает для оказания финансовой помощи Украине из фондов ЕС, является политическая воля. Первоочередным шагом должна стать инициатива президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера о выделении финансирования с минимальными бюрократическими задержками. Даже если это займет некоторое время, начало процесса даст мощный сигнал, демонстрирующий решимость ЕС поддерживать Украину. Одно лишь объявление о нем помогло бы Украине в ее тяжелом финансовом положении.
Многие лидеры Европы встретятся на этой неделе на конференции по безопасности в Мюнхене (конференция состоялась 6 — 8 февраля. — прим. ред.). Им стоит воспользоваться шансом и подтолкнуть Юнкера к началу процедур, необходимых для того, чтобы приспособить под новые цели один из двух доступных фондов ЕС. Финансовый кризис в дополнение к военному и политическому может стать разрушительным для Украины. Нет никаких причин, по которым его нельзя было бы избежать.