Долгие столетия Османская империя и царская Россия существовали как вселенские державы. После XVIII века в игру вступила Британская империя. Россия, начиная с Петра I, не теряла надежды выйти в южные моря через Турцию. Для этого нужно было преодолеть два моря — Черное и Средиземное, два пролива — Босфор и Дарданеллы, два горных хребта — Кавказ и Балканы. Царская Россия всегда стремилась проложить путь на юг, а Турецкая империя — помешать этому.
Два вечных соперника практически одинаково ушли с мировой сцены. В результате большевистской революции 1917 года царская администрация уступила место СССР. На смену османскому владычеству после революции национальных сил в 1923 году пришла Турецкая Республика.
После серии метаморфоз в начале 1990-х годов СССР стал Российской Федерацией, а Турецкая Республика, вступив в период изменений в начале 2000-х годов, обратила свой взор к 2023 году и созданию «Великой Турции».
Происходящие в это время процессы были тесно связаны с имперскими мечтами каждой из двух наций.
Если лица, которые приходили к власти в России, как и в Турции, с 1990 по 2000 годы, нельзя назвать достаточно компетентными, то с Владимиром Путиным россияне все же нашли своего лидера, способного мыслить во вселенском масштабе. Турция, которая в это время переживает похожие события, обрела своего лидера в лице Реджепа Эрдогана.
Река возвращается в свое русло. Новая Турция и новая Россия существуют на земном шаре как неоосманская и неоцарская империи. В период, когда с помощью таких проектов, как «Большой Ближний Восток», а впоследствии арабские весны или сначала «Аль-Каида», а затем ИГИЛ, предпринимаются попытки изменить карту англо-французского авторства, перекроив границы Ближнего Востока и Африки, Турция пытается ослабить пуговицы на костюме, который стал ей мал. Анкара хочет, чтобы мир увидел, что она возвращается к африкано-азиатской оси в цивилизационном, экономическом и культурном смыслах. При этом Россия снова причаливает к портам Восточного Средиземноморья через Сирию, выходит к Западному Средиземноморью и Африке через Египет, укрепляет свои позиции в Черном море через Крым и в Европе —через Украину.
Когда Запад пытался принести демократию «прет-а-порте» в регион, он предоставил Турцию самой себе в Сирии и, устроив переворот в Египте, грубо и откровенно его поддержал. Это формирует для Запада образ неглубокого, недальновидного игрока. Организовав переворот в Египте и поддержав Абделя Фаттаха ас-Сиси (Abdulfettah es-Sisi), на совести которого кровь нескольких тысяч человек, Запад и не думал о том, что старается для России.
Но сегодня ситуация такова, что Россия пришла на все готовенькое.
Посмотри на себя, Запад!
Европейский Союз еще на ногах только благодаря стойкости Германии. Афины — страшный сон Брюсселя. Барак Обама не оправдал ожиданий США.
Путинская Россия осознала эту картину, сумев выхватить переживший арабскую весну Египет из рук основного квартета: Лондона, Вашингтона, Берлина и Парижа. Египет во времена диктатора Насера, как и Сирия в период диктатора Асада, был фактически сателлитом СССР. Путин снова идет к своей цели по старым следам.
Но Путин — не просто президент республики, он истинный глава государства. Если бы он был только номинальной фигурой, ему не удалось бы сделать все это. Уже только одна эта история — убедительное доказательство того, что Турции нужно как можно скорее перейти к президентской системе правления.