В среду вечером в Минске начался саммит «нормандской четверки», на котором президенты Украины, России и Франции Петр Порошенко, Владимир Путин и Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель обсуждают пути разрешения конфликта в Донбассе.
Сразу по прибытии в минский Дворец независимости Порошенко провел встречу с Олландом и Меркель.
Кроме того, украинский президент поговорил с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. На этой встрече Порошенко предупредил, что «или ситуация пойдет путем деэскалации, прекращения огня, отвода вооружений, или ситуация пойдет фактически вразнос».
Перед началом четырехсторонних переговоров Владимир Путин и Петр Порошенко обменялись рукопожатием.
Лидеры «нормандской четверки» вместе с белорусским президентом Александром Лукашенко буквально на минуту задержались у выставленных в фойе флагов Украины, Германии, Франции, России и Белоруссии.
Эта протокольная съемка, которой репортеры ждали более полутора часов, предшествовала проходу лидеров и членов делегаций в подготовленный зал переговоров. Лица под бликами фотокамер были скорее сумрачными, чем радостными.
За час с небольшим, что прибывшие во Дворец Независимости Меркель, Олланд, Путин и Порошенко провели в гостевой комнате, лидеры стран «нормандской четверки», судя по всему, обменялись мнениями и принимали решение, начинать ли переговоры.
Президент Украины Петр Порошенко вышел из комнаты, где собрались лидеры — и репортеры тут же решили, что главам Франции и Германии необходимо тет-а-тет переговорить с президентом России. Белорусский президент Александр Лукашенко покинул гостевую комнату еще раньше, только встретив гостей у порога и проводив подготовиться к переговорам.
Анонсированная ранее двусторонняя встреча Лукашенко и Порошенко была теплой, но краткой — стороны не имели времени для продолжительного разговора.
«Лишь луч надежды»
До начала встречи представители всех участвующих в минском саммите лидеров дали понять, что результат переговоров предсказать невозможно.
Представитель германского правительства Штеффен Зайберт сказал, что саммит «дает лишь луч надежды, не больше» и что его исход еще совершенно не определен. «Но несмотря на всю неопределенность, стоит предпринять попытку облегчить страдания людей на востоке Украины», — подчеркнул он.
По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, на подготовительных встречах перед саммитом был достигнут «заметный прогресс». Однако Лавров выразил сомнение в выполнимости одного из требований Киева — восстановления контроля над российско-украинской границей.
«На тех участках, которые контролируются ополчением, надо договариваться с [самопровозглашенными] ДНР и ЛНР», — сказал Лавров на пресс-конференции в Москве и добавил, что сепаратисты вряд ли согласятся на это.
Президент Порошенко, в свою очередь, заявил о неприемлемости предложения о федерализации Украины, о чем неоднократно говорили российские власти, в том числе и президент Путин.
«Украина была, есть и будет унитарным государством. Это полностью отвечает отношению украинского народа, — объявил Порошенко на заседании украинского правительства. — Идеи федерализации нам назойливо пытаются экспортировать из соседнего государства [...] Федерализация — это семена, которые не приживутся на украинской почве».
«Надо — дадим по зубам»
Перед отбытием в Минск президент Порошенко заявил, что допускает два прямо противоположных сценария развития событий на востоке Украины — как установление мира, так и эскалацию военных действий.
В последнем случае украинские власти могут ввести в стране военное положение, предупредил он.
«Мы за мир. Надо дать по зубам — мы дадим по зубам, надо защищать свою землю — будем делать это до последнего», — сказал Порошенко на заседании правительства в Киеве.
Украинские власти и страны Запада обвиняют Россию в поддержке сепаратистов на востоке Украины и в прямом участии в конфликте в Донбассе, Москва отрицает эти обвинения.