Обвал рубля, резкое снижение цен на нефть и экономические санкции подтолкнули Россию к грани рецессии. Но до кредитного кризиса крупнейших российских компаний дело не дошло.
К примеру, ОАО «Газпром» — государственный экспортер газа и крупнейшая в России компания — сократил объемы заимствований и инвестиций и теперь, по словам главного финансового директора Андрея Круглова, остался с финансовыми средствами в размере 20 миллиардов долларов.
«„Газпром“ встретил кризис в прекрасной финансовой форме, — написал Круглов в ходе онлайн опроса. — В эпоху высоких цен на нефть мы не приобретали крупных активов».
Такая же картина наблюдается и среди многих других российских компаний. Уровень задолженности компаний — начиная с публичной компании-ритейлера «Магнит» и заканчивая оператором мобильной связи ОАО «Мобильные телесистемы (МТС)» — перед началом кризиса на Украине был сравнительно небольшим. А девальвация рубля выгодна таким ориентированным на экспорт энергетическим и сырьевым компаниям, как «Газпром», поскольку по сравнению с валютными доходами от продаж за рубежом рублевые расходы на внутреннем рынке сокращаются.
По данным агентства Bloomberg, российские корпоративные заемщики имеют совокупную чистую задолженность, превышающую их прибыль менее чем в два раза. Следовательно, долговая нагрузка этих компаний меньше, чем у компаний в странах бывшего Восточного блока.
Эту статистику поддерживает заявление, сделанное на прошлой неделе министром финансов Антоном Силуановым, когда он сказал, что инвесторы преувеличивают проблемы, связанные с корпоративной задолженностью России. Примерно половина внешней задолженности относится к торговому финансированию или к операциям между компаниями-партнерами или другими аффилированными структурами, что облегчает их рефинансирование.
Облигации дешевеют
«Некоторым компаниям будет сложно погасить задолженности, но в целом долговая нагрузка управляемая», — написал в электронном письме директор рейтингового агентства RusRating Антон Табах.
По всей видимости, с этим согласны и трейдеры облигаций. За девять месяцев после вторжения президента Владимира Путина в Крым произошло резкое падение курса корпоративных облигаций российских компаний. В результате западных санкций, перекрывших доступ к международным кредитным рынкам, и обвала цен на нефть доходность к середине декабря достигла шестилетнего максимума и поднялась до отметки 13,87%. Однако курс ценных бумаг начал восстанавливаться, и доходность опустилась на прежний уровень. По данным американского банка Bank of America Corp, по состоянию на 9 февраля доходность российских корпоративных облигаций, подешевевших в пересчете на доллары и евро, снизилась в среднем до 10,21%.
Риски из-за конфликта на Украине
Вероятность повышения рисков в перспективе очень высока, в частности, эскалация конфликта на Украине может привести к ужесточению санкций в отношении российского бизнеса.
По данным брокерской компании Jefferies International Ltd, наибольшие риски вызывают компании, облигации которых уже перешли в разряд низкодоходных — например, судоходная компания «Дальневосточное морское пароходство», публичная нефтеперерабатывающая компания «Alliance Oil Co» и производитель насосов для нефтяной отрасли компания «Borets International Ltd.» («Борец»). «Alliance Oil Co» на этой неделе попросила отсрочить погашение облигаций стоимостью 350 миллионов долларов, подлежащих оплате в следующем месяце, а в ноябре авиационная группа ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» не смогла погасить задолженность на сумму почти 3 миллиарда рублей.
И тем не менее, множество других компаний работают вполне успешно, а некоторые из них используют свое относительно стабильное финансовое положение для расширения деятельности, несмотря на спад экономики. Крупнейшая сеть супермаркетов «Магнит» имеет самую низкую долговую нагрузку среди российских компаний-ритейлеров и в этом году планирует открыть еще 2 тысячи магазинов, заявил инвесторам генеральный директор Сергей Галицкий месяц назад. Крупнейший провайдер мобильной связи «МТС» в ноябре поднял прогноз по объему продаж на 2104 год благодаря повышению спроса на средства мобильной связи. Основная часть его задолженности — рублевая, и по объему она меньше основных доходов за прошлый год.
«Сбалансированный долг»
Энергетические и металлургические компании, играющие в российской экономике главную роль, встретили кризис в прекрасной форме — отчасти благодаря высоким ценам на продукт и низкой себестоимости добычи.
ОАО ГМК «Норильский никель», крупнейшая в России горно-металлургическая компания, в апреле-мае прошлого года получила для рефинансирования долга кредит размером около 1 миллиарда долларов от банков UniCredit, Raiffeisen и ING. В конце первого полугодия, по словам представителя компании, «Норильский никель» аккумулировал денежные средства на сумму 2,6 миллиарда долларов, а также располагает кредитной линией на сумму 2,3 миллиарда долларов - при том, что его задолженность, подлежащая погашению в 2015 году, составляет 900 миллионов долларов.
«Долг „Норникеля“ хорошо сбалансирован», — заявил генеральный директор Владимир Потанин. Ослабление рубля «служит попутным ветром» и позволяет повышать прибыльность - при том, что рынки капитала остаются доступными, сказал он.
Сталелитейная компания ПАО «Северсталь», которой управляет миллиардер Алексей Мордашов, объявила досрочный выкуп части еврооблигаций общей стоимостью до 600 миллионов долларов, погашение которых наступало в 2016 и 2017 годах. Но 5 февраля, как сообщили в компании, инвесторы выставили облигации только на сумму 220 миллионов долларов, явно демонстрируя желание придержать долговые обязательства компании.
«Мусорный» рейтинг
Несмотря на то, что рейтинговое агентство Standard&Poor’s в прошлом месяце понизило суверенный рейтинг России до мусорного, в своем докладе 4 февраля оно подтвердило кредитный рейтинг инвестиционного уровня таких компаний, как «Норникель», компании-производители удобрений ОАО «ФосАгро» и ПАО «Уралкалий», а также ОАО «Новолипецк Сталь».
При этом S&P понизило кредитный рейтинг 14 других компаний. Например, рейтинг облигаций ОАО «Роснефть» был понижен до мусорного. В 2013 году компания получила кредит на покупку TNK-BP, и в этом году должна выплатить 20 миллиардов долларов. «Роснефть» была вынуждена выпустить рублевые облигации, чтобы высвободить доллары для погашения кредитов, и обратилась к государству с просьбой о выделении финансовой помощи.
Как заявил генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин, компания выполнит свои долговые обязательства, выплатив первую сумму в 1,7 миллиарда долларов, срок погашения которой наступает на этой неделе. «Мы платим наши долги в срок», — сказал он в интервью в Лондоне.
Компании, имеющие валютную задолженность, вероятнее всего, будут и дальше испытывать трудности, считает руководитель отдела кредитной стратегии для развивающихся рынков лондонского отделения Jefferies International Ричард Сигал (Richard Segal).
«Причин для „острого беспокойства“ пока еще нет, — говорит он. — Повод для более серьезного беспокойства появится в течение следующих двух лет при условии, что цены на нефть будут по-прежнему низкими, а доступ к [финансовым] рынкам будет затруднен».