В предрассветье, которое по-белорусски определяется емким словом «золак», заместитель руководителя администрации президента Украины Валерий Чалый написал в «Твиттере»: «Пошла война нервов».
На часах в Минске и Москве было полчетвертого утра (в Киеве на час меньше). Украинский президент Петр Порошенко через несколько часов должен был вылетать из Минска в Брюссель для участия в заседании Европейского совета 12 февраля по приглашению президента Европейского совета Дональда Туска (Donald Tusk).
Еще один из важных VIP-визитов к этому часу был окончательно отменен: министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) отложил свою поездку в Бразилию из-за затянувшихся переговоров в Минске.
Ночной график
Переговоры «нормандской четверки» в Минске были запланированы на вторую половину дня среды, 11 февраля, но лишь ближе к семи часам вечера, в сумерках, появился первый из вовлеченных в обсуждение конфликта лидеров — президент Украины Петр Порошенко.
С интервалом в полчаса прибыли канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) и президент Франции Франсуа Олланд (François Hollande); президента России Владимира Путина ждали дольше.
Белорусский лидер Александр Лукашенко встречал на красной ковровой дорожке каждого из прибывших — без публичных заявлений, но с приветствиями-разговорами; президентов Украины и России по-дружески приобняв, Ангелу Меркель — вручив даме подобающий букет.
Репортеры из белорусских СМИ тут же заметили: букет был красно-белым, и долго пытались объяснить зарубежным журналистам суть идеологического подвоха. Сочетание бело-красно-белого — в цветах исторического, но ныне отринутого руководством Белоруссии национального флага; возвращение к национальным корням из-за угрозы «русского мира» проникло и в руководящие белорусские кабинеты.
Зарубежные репортеры парировали: с союзником Путиным Лукашенко здоровался все-таки дольше, чем с президентом Украины, и по лестнице в зал, отведенный для официальных переговоров, шел рядом.
Прохода по этой лестнице журналистская братия ждала часа полтора — «нормандская четверка» вдруг задержалась в гостевой комнате, где предполагалось только присесть ненадолго, и руководитель строгих секьюрити вдруг признался журналистам, что встреча пошла не по протоколу.
Тайная борьба
Белорусский президент Александр Лукашенко покинул гостевую комнату очень быстро — телеоператоры из президентских пулов, допущенные туда, сумели заснять только, что Лукашенко с Путиным замешкались в выборе кресла, чтобы присесть после встречи у порога.
Репортеры заметили вскоре, что «четверку» покинул украинский президент — тут же возникли предположения, что лидеры германии и Франции хотят переговорить с президентом России тет-а-тет.
Никакой официальной информации, впрочем, в это время не поступало, и полтора часа, вне графика проведенные лидерами «нормандской четверки» в гостевой комнате, обернулись богатством предположений и комментариев.
Что происходило в зале заседаний, видно не было: пресса констатировала только, что первоначально к обсуждению были привлечены члены прибывших с лидерами государств делегаций, затем за столом переговоров остались только главные действующие лица.
Советники и дипломаты, оказавшиеся в холлах белорусского Дворца Независимости, упорно воздерживались от комментариев.
Ближе к полуночи украинский президент Петр Порошенко ненадолго покидал переговоры для звонка в Генштаб, сообщила пресс-служба Блока Петра Порошенко в Верховной Раде.
У кого сдавали нервы
По приезде украинского лидера Петра Порошенко холл Дворца Независимости в Минске вдруг прорвался возгласом: «Господин Порошенко, зачем ваши войска бомбят мирное население?».
Реплику вряд ли услышали занятые обменом приветствиями украинский и белорусский президенты, но тут же отреагировала служба протокола и охраны: журналистам объявили, что корреспондент телеканала «Россия» удален с мероприятия «за провокационное поведение».
«Здесь — территория мира и переговоров», — предупредил руководитель охранной службы.
Репортера, впрочем, не вывели за руки — корреспондент «России» еще часа два находился в помещении пресс-центра, а затем покинул Дворец.
Непонятные звуки — собачий лай — раздались позже, за минуты до выхода лидеров «нормандской четверки» на долгожданную протокольную телефотосъемку.
Возбудившегося репортера предупредили, но из Дворца не удаляли.
За тринадцать часов общения лидеры «нормандской четверки» и члены их делегаций не допустили утечки информации из-за стола переговоров.
«Простите, что вы не спали, а я молчал. Но вы же знаете, что иногда лучше работать молча. Как раз тот случай», — написал утром 12 февраля в «Твиттере» министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
По новому старому кругу?
Утром 12 февраля к переговорам в формате трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Украине, которые возобновились в Дипсервис-холле белорусской столицы, присоединились Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, лидеры самопровозглашенных в Донбассе «республик».
Руководители ДНР и ЛНР принципиально игнорировали предшествовавшие встрече «нормандской четверки» переговоры контактной группы под эгидой ОБСЕ, стремившейся сблизить позиции противоборствующих на востоке Украины сторон.
На встречи в Минске Захарченко и Плотницкий отправляли своих «полномочных представителей», заявляя, что сами появятся только для подписания «итоговых» документов.
Когда время явить себя миру для лидеров сепаратистов как будто пришло, «нормандская четверка» сообщила, что выработанный в ходе ночных переговоров в Минске документ об условиях урегулирования конфликта в Донбассе будет передан в ту самую контактную группу — на рассмотрение и визирование.
Захарченко и Плотницкий отказались подписывать этот выработанный «нормандской четверкой» план.
Спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини (Heidi Tagliavini), принимавшая участие в переговорах трехсторонней группы, покинула дом дипломатических приемов и направилась во Дворец Независимости, где лидеры Германии, Франции, России и Украины продолжили переговорный марафон.
Ближе к полудню в четверг стало известно, что участники трехсторонней контактной группы подписали комплексный план по выполнению соглашений, достигнутых в Минске 12 февраля.
Подписи под документом, текст которого уже появился на сайте Кремля, поставили европейский посол Хайди Тальявини, экс-президент Украины Леонид Кучма, посол России на Украине Михаил Зурабов, а также лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.