Крупнейшие шведские компании, ведущие бизнес в России, подводят итоги 2014 года и публикуют финансовую отчетность за четвертый квартал. Как резкое падение рубля, санкции в отношении России и кризис на Украине сказались на финансовых итогах компаний выясняла русская редакция «Радио Швеция».
Напомним, что санкции в отношении России были введены Европейским Союзом и США, а также рядом отдельных стран весной-летом 2014 года. Подробнее о санкциях — в нашем материале «Как защитить свой бизнес в России?«.
Oriflame — рост в Москве и Санкт-Петербурге и потери на востоке Украины. Для косметической компании Oriflame Россия является крупнейшим рынком, составляя около 30% от общего объема продаж. В четвертом квартале Oriflame увеличила продажи в России на 7% (в рублях), несмотря на сложную экономическую ситуацию, говорится в отчете. При этом компания отмечает, что будет повышать цены на продукцию с учетом инфляции для обеспечения уровня дохода и компенсации девальвации рубля.
Глава компании Магнус Бреннстрем (Magnus Brännström) так комментирует прошлый год:
— Подводя итоги 2014 года, это, конечно, был год с исключительными внешними факторами, и главным из них, оказавшим влияние на Oriflame, стала геополитическая нестабильность на наших главных рынках в России и Украине. На наши продажи (в евро) оказало резко негативное влияние обесценивание валют этих стран, — говорит он в ходе презентации годового отчета.
Что касается позиционирования компании в России, то Oriflame увеличила долю на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Между тем, на Украине продажи Oriflame продолжают снижаться уже в течение нескольких лет. В связи с событиями в восточной части страны компании испытывала трудности с поставками продукции, кроме того многие консультанты прекратили работу с Oriflame в том регионе. Таким образом по итогам года Oriflame потеряла более половины продаж в восточной Украине.
Alfa Laval — рост за счет госзаказов. Производитель теплообменников и сепараторов — компания Alfa Laval, отмечает в отчете, что объем заказов в России был «на хорошем уровне» за счет государственных заказов на оборудование для центрального теплоснабжения. В частности, компания отметила, что в последнем квартале прошлого года Россия сделала крупные заказы Alfa Laval для нефтегазовой индустрии и целлюлозно-бумажной промышленности.
Генеральный директор компании Ларс Ренстрем (Lars Renström) отмечает:
— У нас был очень сильный квартал в России. И это очень неоднозначная картина. Клиенты с государственным финансированием могут рассчитывать на многое. Например, если речь идет о центральном теплоснабжении, то у нас был фантастический квартал. В то же время ситуация немного сложнее для клиентов с иностранным финансированием. Таким образом, итоги года в России вышли значительно лучше, чем мы ожидали в начале года. Однако мы ожидаем снижения в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом, — комментирует он в ходе презентации отчетности.
Atlas Copco спасается повышением цен на продукцию. Падение рубля и санкции не оказали сильного эффекта и на другую шведскую машиностроительную компанию — Atlas Copco. Об этом производитель компрессоров, генераторов и горно-шахтного оборудования сообщил в комментарии русской редакции. «Это связано с тем, что компания не ведет производственную деятельность в России, а санкции, касающиеся нефтегазовой отрасли, влияют на компанию не напрямую», — сообщили нам в Atlas Copco.
Президент компании Ронни Летен (Ronnie Leten) отмечает:
— Одной из защитных мер для нашей компании, которая не ведет производство в России, является увеличение цен при девальвации рубля, — говорит он в ходе презентации отчета.
Резкое падение продаж в России испытал производитель вентиляционного и климатического оборудования Systemair. Отметим, что именно Россия является крупнейшим рынком для этого концерна. Как сообщили редакции «Радио Швеции» в компании, по предварительным оценкам продажи Systemair в России в 2014 году упали на 24%.
Фредрик Андерсон (Fredrik Andersson), директор по маркетингу Systemair сообщил, что продажи в России за 2014 год составили всего 11% от общей прибыли концерна. Systemair стало непросто конкурировать с местными производителями, ведь слабый рубль привел к тому, что продукция этой компании, которая производится за пределами России, стала дороже.
Не ощутила сильного негативного влияния и машиностроительная компания SKF, крупный производитель подшипников. Компания сообщила русской редакции «Радио Швеция», что Россия занимает лишь малую долю рынка компании и поэтому ситуация на российском рынке не так сильно сказалась на итогах SKF в целом.
«Неопределенные перспективы» для Scania и «слабый» рынок для Volvo. Объем заказов в России в 4-м квартале для производителя грузовых автомобилей и автобусов Scania вырос, однако перспективы компания считает «неопределенными». Согласно отчету, объем заказов на грузовики в Евразии в 4-м квартале вырос на 41% — до 1488 единиц, главным образом, за счет России. На спросе в России во 2-м и 3-м кварталах негативно сказалась нестабильная обстановка в регионе, и объем заказов был низким. Однако, как отмечает компания, существенное ослабление рубля в четвертом квартале привело к краткосрочному росту спроса. «Прогноз для региона является неопределенным в силу геополитических волнений», — отмечает компания, имея в виду российский рынок. Как сообщил русской редакции глава отдела по связям с инвесторами Пер Хилстрем/Per Hillström, всего в 2014 году Scania поставила в Россию 5499 грузовиков (падение почти на 9% к 2013 году).
Между тем, концерн Volvo, производящий грузовые автомобили и автобусы, назвал «слабым» развитие рынка в России. Резкий спад на российском рынке помимо прочих факторов привел к тому, что объем заказов в Европе в четвертом квартале 2014 года снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Как отмечается в отчете, на развитие европейского рынка компании в 2014 году повлияла в том числе «неопределенность, связанная с геополитической ситуацией вокруг России».
Санкции европейских стран, а также ослабление рубля негативно повлияли на спрос в России для компании Sandvik. Об этом производитель оборудования для горнодобывающей промышленности и строительной отрасли сообщил в отчете, не приводя точных данных для России.
Ericsson, шведский телекоммуникационный концерн, отмечает в квартальном отчете, что продажи в Северной Европе и Центральной Азии выросли в основном за счет инвестиций в инфраструктуру России. По итогам 2014 года, продажи компании выросли в основном за счет ввода широкополосных сетей мобильной связи в России с объемом продаж 6,7 миллиарда крон (рост на 20%).
Согласно данным Коммерц-коллегии (Национального совета по торговле), по итогам девяти месяцев 2014 года, экспорт шведских товаров в Россию упал на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил 16,2 млрд крон. В частности, заметно снизился экспорт механического оборудования (-46%), электрического оборудования (-25%), запчастей для моторных транспортных средств (-61%) и сельскохозяйственной техники (-37%).
Импорт российских товаров в Швецию за 9 месяцев 2014 года вырос на 23%, достигнув 43,8 миллиарда крон.
Всего около 400 шведских компаний работает на российском рынке.