Соглашению о прекращении боевых действий на Украине, о котором было объявлено в четверг, грозят те же самые препятствия, что и прежней договоренности. Суть их состоит в том, как добиться от России выполнения этого соглашения. Раздраженные продолжающейся российской поддержкой украинских сепаратистов, государственные деятели Запада начали разговоры об оказании военной помощи киевскому правительству. Но пытаясь определить, какими способами можно сдержать Москву, нам следует послушать, что пугает самих русских. А пугает их отнюдь не военная помощь Киеву.
Когда российского премьер-министра Дмитрия Медведева спросили недавно о возможном отключении России от международной системы платежей SWIFT, он предупредил, что ответ России будет «без ограничений». Андрей Костин, возглавляющий второй по величине банк России, заявил в прошлом месяце на Всемирном экономическом форуме, что такой шаг приведет к немедленному выдворению американского посла из Москвы и к отзыву российского посла из Вашингтона. Это будет означать, что «страны оказались на грани войны, и уж определенно в состоянии холодной войны», добавил Костин. Похоже, что Россия наслаждается своей войной на востоке Украины, благодаря которой Москва при минимуме затрат может сохранять нестабильность в этой стране, заставляя ее вечно обороняться.
Вполне понятно, почему ближайших соратников Путина так встревожила перспектива дополнительных экономических санкций. Российская экономика находится в состоянии свободного падения. В своем докладе на этой неделе Международное энергетическое агентство заявило, что Россия «столкнулась с идеальным штормом в виде падения цен, международных санкций и обесценивания валюты». Как сказал бывший заместитель министра финансов США Роджер Альтман (Roger Altman), «в нашу эпоху, если рухнет валюта крупной страны, либо если ее лишат доступа к кредитам, она просто не сможет функционировать».
По прогнозам Международного валютного фонда, российская экономика в этом году сократится на 3%. А Путину нужны большие деньги от продажи нефти, чтобы сохранить свою власть в стране. В 2008-2009 годах, когда во время мирового финансового кризиса резко сократились нефтяные доходы, российское правительство колоссально увеличило расходы — на 40%, и все ради сохранения стабильности в обществе, пишет Economist. В последние годы расходы на оборону выросли на 30%. Также выросли субсидии на продовольствие и жилье. Бесконечно такое продолжаться не может. Со временем деньги кончатся.
С другой стороны, Россия легко может продолжать свои военные вылазки на востоке Украины. Хотя экономических козырей у России мало, армия у нее по-прежнему сильна, особенно в сравнении с украинской. В прошлом году военный бюджет у Москвы был примерно в 20 раз больше, чем у Киева, о чем свидетельствуют цифры, опубликованные на этой неделе Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies). У России на действительной военной службе находится 771 тысяч человек, и еще два миллиона солдат в запасе. Ну и, конечно, плюс к этому 8 тысяч единиц ядерного оружия. Кроме того, Украина расположена прямо по соседству, а в ее восточных регионах преобладают русские, обеспечивающие Москву живой силой и аргументацией в пользу ее агрессивных действий.
Аргументы против санкций заключаются в следующем. Да, они могут повысить издержки для России, однако Путин показал, что он не реагирует на такое повышение издержек рационально и расчетливо. А раз так, военная помощь Украине не даст результата. Никто не верит, что Киев сможет одержать верх в военном противостоянии с Москвой. Недавно бывшие руководители из американского правительства опубликовали доклад, в котором призвали оказать Украине военную помощь. Они сообщили, что такая помощь увеличит издержки для Кремля и принудит его к переговорам. Иными словами, среди экспертов существует единодушное мнение, что единственно возможная стратегия — повышение издержек для России. Не соглашаются они лишь в том, какие именно издержки будут для Путина наиболее обременительными.
Военная помощь Украине разожжет пожар российского национализма, позволит Путину высоко поднять военное знамя и ринуться на защиту «соотечественников» в регионе, где Москва непременно одержит верх. Российский режим провел две ожесточенные и дорогостоящие войны в Чечне, которая в представлении русских важна намного меньше, чем Украина. Поэтому потеря какого-то количества солдат и денег в ходе военной операции вряд ли станет для него серьезным сдерживающим фактором.
Зачем Западу уходить с арены, где он обладает большими преимуществами в виде экономического давления, и переходить в другую сферу, где Россия превзойдет его во всех смыслах? Если Россия нарушит условия этой хрупкой мирной договоренности, необходимо рассмотреть вопрос о дополнительных санкциях.
Сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) недавно назвал самую честную причину, по которой кое-кто в Вашингтоне выступает за предоставление военной помощи Киеву. Она вряд ли обеспечит успех, но это такой способ сделать хоть что-то перед лицом российской агрессии. «Я не знаю, чем закончится, если дать [Украине] оборонительные средства, — заявил недавно Грэм в Мюнхене на конференции по безопасности. — Но я знаю следующее: я буду чувствовать себя лучше, потому что, когда моя страна нужна для противодействия отбросам и защиты свободы, я выступаю за свободу».
Однако предназначение американской внешней политики не в том, чтобы Линдси Грэм лучше себя чувствовал. Оно в том, чтобы добиваться реальных целей. А это значит, что к войнам и к оружию надо относиться с осторожностью.