Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вредят ли клавиатуры и тачскрины развитию мозга у детей?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Компьютеры, планшеты и другие современные гаджеты стали повседневной частью нашей жизни и практически незаменимы даже в образовательной сфере. Дети по всему миру с легкостью печатают тексты на клавиатуре и водят пальцами по сенсорным экранам, отложив в сторону бумагу и авторучку. Отразится ли это каким-то образом на развитии и творческих способностях детей?

Компьютеры и планшеты стали повседневной частью нашей жизни и практически незаменимы даже в образовательной сфере. Дети по всему миру с легкостью печатают тексты на клавиатуре и водят пальцами по сенсорным экранам, отложив в сторону бумагу и авторучку.

Отразится ли это каким-то образом на развитии и творческих способностях детей?

Новое исследование в области когнитивной неврологии, проведенное исследователем университета Блумингтона в США Карин Джеймс, указывает на высокую вероятность негативного эффекта данного нововведения в школах.

Журналисты программы Би-би-си «Форум» побеседовали с профессором Джеймс о важности навыка писать от руки для развития мозга ребенка.

Писать или печатать?

Для своего исследования профессор Джеймс выбрала детей, которые еще не научились читать. Дети могли различать буквы, но пока еще не умели складывать из них слова.

Детей разделили на две группы: одних учили писать буквы на бумаге, других — печатать на клавиатуре.

Исследователи в первую очередь смотрели на способность детей запоминать буквы, и в то же время при помощи компьютерной томографии пытались понять, как со временем меняется деятельность мозга, пока дети учат алфавит.

Компьютерная томография проводилась до и после занятий, после чего ученые сравнивали результаты двух групп, замеряя уровень потребления кислорода мозгом.

Cвязь между письмом и чтением


Ученые обнаружили, что мозг ведет себя по-разному в зависимости от того, учили ли дети алфавит посредством письма от руки или печатания на клавиатуре.

Деятельность мозга детей, учившихся писать от руки, была схожа с деятельностью мозга взрослых людей, которые умеют читать и писать. В случае с детьми, учившимися печатать на клавиатуре, результат был иным.

Ученые обнаружили, что мозг устанавливает связь между процессом рукописания и способностью читать.

«Данные томографии показывают, что письмо подготавливает систему чтения, что упрощает процесс обучения чтению, когда дети переходят к данному этапу», — говорит профессор Джеймс.

Развитие мелкой моторики, необходимой для наработки навыка письма, может принести пользу и в других сферах когнитивного развития, утверждает профессор Джеймс.

Компьютеры в школах?

Результаты исследования могут оказать серьезное влияние на образовательную политику.

По словам профессора Джеймс, некоторые страны поспешили ввести компьютеры в образовательную систему с начальных классов. Она считает, что это исследование может ограничить эту тенденцию.

Некоторые школы в США уже перевели уроки чистописания в разряд необязательных, поэтому многие учителя его больше не преподают. Компьютеры и печатание на клавиатуре используются практически для всех предметов, тогда как письмо отходит на второй план.

Одним из вариантов решения проблемы может быть использование стилуса для письма на планшетах в школах, что в некоторой степени симулирует рукописание.

Но исследование профессора Джейс может поставить под вопрос наличие эффективной замены письму от руки.