Болгария заявила о желании занять ключевое место на рынке газа в Юго-Восточной Европе, предложив проект строительства распределительной станции (хаба) близ города Провадия. Приблизительная стоимость проекта — около 2,2 миллиарда евро, и предусматривает создание 844 км новых газопроводов и другой прилежащей инфраструктуры. Это было сообщено вчера в Софии, по окончании встречи на высшем уровне Группы для создания газовых связей в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Участие приняли представители стран-членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, а также заместитель председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович и еврокомиссар по энергетике и проблемам климата Мигель Канете.
По словам Мароша Шефчовича, Группа приняла следующее решение: «Каждое из государств Центральной и Восточной Европы располагает, по меньшей мере, тремя независимыми поставщиками газа. Был проведен обзор более важных инфраструктурных проектов в области энергетики, которые необходимо реализовать в следующие 2-3 года при софинансировании ЕС. Целью является гарантирование энергетической независимости, непрерывность газовых поставок и создание стабильного европейского Энергетического союза. Представлено 14 газовых проектов в регионе, а до середины года необходимо разработать план действий».
Из заявления премьер-министра Болгарии Бойко Борисова стало ясно, что болгарский проект ориентирован на требования Третьего энергетического пакета ЕК, и предусматривает связи с соседними государствами, самостоятельную добычу голубого топлива, но также данный проект обвязан с прекращением со стороны Газпрома строительства «Южного потока». Вот как прокомментировал Бойко Борисов этот вопрос: «Проект “Южного потока” не прекращен. Мы, как страна, не сделали ничего, что бы остановило строительство. Требование ЕК, согласно которому по каждому трубопроводу любой другой поставщик должен иметь возможность подавать газ — не болгарская причуда, это обязательно и для Греции, и для Румынии».
Этими словами премьер-министр Борисов как бы пытался убедить Россию, что Болгария не несет вменяемую ей вину за остановку проекта, который был прекращен в одностороннем порядке Газпромом после того, как банковский консорциум, который должен был финансировать 75% строительных работ, отказался от проекта из-за нежелания России соблюдать требования Третьего энергетического пакета. С другой стороны, новая газовая инициатива Борисова, которая повторяет в расширенном варианте остановленный «Южный поток», на около 50% дешевле первоначального проекта. Бойко Борисов высказал пожелание благоприятного развития проекта:
«Мы хотим снова вернуться к прагматическому решению вопроса, не поддаваясь эмоциям, которое предоставит возможность развить хороший бизнес между государствами Европы и Россией».
В отличие от премьер-министра Болгарии Марош Шефчович прокомментировал свое удивление коммуникацией российской стороны при прекращении строительства «Южного потока», которая прошла не по утвержденным официальным каналам, а через пресс-релизы и выступления председателя Газпрома Алексея Миллера в СМИ. Вот что считает Марош Шефчович: «Наша сегодняшняя встреча — попытка, как членов ЕС, найти точные решения, что касается сферы энергетики, наладить прочные связи, обеспечить выбор поставщиков энергии. Поэтому мы сфокусировались на разных проектах, которые мы можем реализовать в ближайшем будущем, и которые зависят только от нас самих».
Встает вопрос: сможет ли Бойко Борисов убедить Еврокомиссию, что идея о «Южном потоке-2» является именно таким проектом, и то в условиях обостренных отношений с Россией и усиленной челночной дипломатии по кризису на Восточной Украине? На втором месте — успеет ли премьер-министр Болгарии убедить Россию соблюсти требования Третьего энергетического пакета? Или же речь идет об игре на тонкой границе между интересами ЕС и России, в которой залог выше, чем прямые выгоды?