Осторожность, осторожность и еще раз осторожность. Обжегшись на первых минских соглашениях, Европа не скрывает скептицизма по отношению к договору о прекращении огня, который удалось вырвать Франсуа Олланду и Ангеле Меркель. Не принимающий участия в дипломатическом противостоянии с Кремлем Дэвид Кэмерон так обрисовал ситуацию по прибытии на саммит в Брюсселе: «Если это настоящее перемирие, тем лучше. Но поступки значат куда больше слов на бумаге. Владимиру Путину пора, наконец, понять, что если он не поменяет своего отношения, санкции никуда не денутся».
Как считают восточноевропейские лидеры, в ближайшее время вопрос войны и мира будет зависеть в большей степени от позиции Кремля, а не сепаратистов. «Одной надежды недостаточно, настоящей проверкой станет соблюдение договора на месте событий», — уверен глава Европейского совета Дональд Туск. По мнению хозяина нынешнего саммита ЕС, от ближайших событий будет зависеть не только будущее Украины, но и доверие к Владимиру Путину и выживание сформировавшейся после распада СССР системы коллективной безопасности.
Неясность насчет важнейшего вопроса
Президент Литвы Даля Грибаускайте (она зачастую выступает с самой резкой критикой в адрес Москвы) высказывает беспокойство насчет неустойчивой договоренности, поскольку та не снимает самый важный вопрос: контроль над российско-украинской границей, сотни километров которой сейчас вне досягаемости для Киева. «Это означает, что граница по-прежнему открыта для любых военных движений (...) Ангела Меркель сделала, что могла. Но договор все равно слабый. Успех - на стороне агрессора». То есть, России.
Франсуа Олланд и Ангела Меркель отправились в белорусскую столицу с мандатом ЕС и в четверг отчитались о поездке вместе с президентом Украины Петром Порошенко. Несмотря на сдержанность и скептицизм, в официальном одобрении Евросоюза не было никаких сомнений.
Провал минских переговоров немедленно подтолкнул бы ЕС к третьей волне санкций против России и острейшей полемике насчет поставок оружия на Украину. Даже Париж и Берлин, которые официально сдержаннее всего отзывались по этому вопросу, в последнее время, казалось, примирились с неизбежным. Как бы то ни было, достигнутый в четверг успех временно гасит все споры. Хотя речь о снятии с России введенных после аннексии Крыма санкций в ближайшее время точно не пойдет.
Подписанный в четверг договор представляет собой «всего лишь первый шаг», уверена глава европейской дипломатии Федерика Могерини, которую еще недавно критиковали за снисходительное отношение к Москве. Вопрос о снятии точечных санкций (запрет на выдачу виз и заморозка активов) встанет только в марте, хотя Европа по сути договорилась об их продлении. Экономические санкции (в отношении предприятий), которые ввели в прошлом году после падения рейса MH17 Malaysia Airlines, будут обсуждать только летом.