Как известно, Норвегия участвует в политике санкций, проводимой ЕС и США в отношении России. Норвежское правительство повторяет как мантру фразу о том, что «мы следуем за ЕС». Но Норвегия не является членом ЕС и не обязана подчиняться его решениям по этому вопросу.
Со времен викингов у норвежцев и русских существуют тесные политические и экономические связи. Наши страны никогда не находились в состоянии войны друг с другом и всегда решали возникавшие разногласия в ходе переговоров. Эту длительную историческую традицию мира и добрососедских отношений норвежское правительство в настоящее время собирается перечеркнуть, проводя политику непродуманных санкций.
После распада в 1991 году Советского Союза были даны заверения, что НАТО не будет расширяться на Восток. Но, несмотря на предупреждения о том, что нельзя пользоваться слабостью России, НАТО расширялось именно за счет новых государств-членов на Востоке. После того, как Россия стабилизировалась и вновь встала на ноги в 2000-е годы, стало ясно, что страна не будет соглашаться с дальнейшим расширением НАТО до своих границ. Это было подчеркнуто уже во время конфликта с Грузией в 2008 году.
Затем, когда в феврале прошлого года в результате переворота был свергнут президент Украины, а к власти пришло крайне враждебно настроенное правительство, в России это было воспринято как риск того, что Украина может стать плацдармом НАТО. Кроме того, новый режим в Киеве взял на вооружение антироссийскую риторику и начал реализацию таких мер, которые должны были восприниматься в качестве угрозы интересам русскоязычного населения в восточной части Украины.
Российскую реакцию на смену режима на Украине также необходимо рассматривать на фоне исторического опыта России. Несколько раз, со времен Наполеона и до Гитлера, в Россию вторгались с запада — именно через Украину. Во время последней войны Советский Союз потерял около 26 миллионов человек.
Гипотетическое сравнение: Соединенные Штаты, в которые никто никогда не вторгался, не смирились бы с антиамериканским переворотом в Канаде или Мексике с их последующим военным союзом с иностранной сверхдержавой.
Присоединение к России Крыма и поддержку повстанцев на Востоке Украины следует рассматривать как защитную реакцию на переворот в Киеве, а не как выражение российского «империализма» или «агрессивной» политики Владимира Путина.
То, что происходит сейчас, мало связано с личностью Путина. Любой российский руководитель должен был бы реагировать на то, что происходило и происходит на Украине.
Политика санкций приводит в тупик. Поставки Украине западных вооружений будут иметь катастрофические последствия. Создается впечатление, что западные лидеры не понимают того, каким образом россияне воспринимают мир. Единственное, чего можно добиться путем давления на Россию, это эскалации войны и укрепления антизападных сил в этой стране. Это чрезвычайно опасная политика.
Вместо того, чтобы действовать в качестве прихвостня ЕС и растрачивать опыт тысячелетних добрососедских отношений с Россией, норвежскому правительству следует порвать с политикой санкций и добиваться решения проблем в ходе переговоров, в которых НАТО должен взять на себя обязательство не принимать Украину в свой состав, а правительство в Киеве должно согласиться на какую-либо форму федерализации страны.
Осмунд Эгге (Åsmund Egge) — профессор, специализирующийся на истории современной России.