Соглашение о прекращении огня между украинскими военными и ополченцами, достигнутое в четверг ранним утром, стало важным исходным пунктом для мирного разрешения конфликта на востоке Европы, в результате которого около 5 тысяч человек погибли, а миллион двести тысяч стали беженцами. Нет сомнения в том, что прекращение боевых действий хорошая новость, поскольку означает выход из опасной ситуации противостояния, способной вылиться в прямое столкновение между Россией и рядом стран НАТО. Но речь идет только о первом шаге в долгом и сложном процессе.
Много вопросов остались неразрешенными, в том числе, установление ответственности за нарушение прав человека на востоке Украины; установление виновных в катастрофе пассажирского самолета, пролетавшего в июле 2014 над юго-востоком Украины; вторжение и аннексия Крыма Россией. И, наконец, самый главный: право Украины как независимой страны выбирать свою собственную форму правления и тех международных организаций, в которые она хочет входить. Напряженность момента и тревога Европа нашли свое отражение в тех 15 часах, что длились переговоры в Минске с участием канцлера Германии, президентов России, Украины и Франции.
Заслуживает положительной оценки тот факт, что в напряженный момент Франция и Германия продолжают играть решающую роль в европейских делах. Ангела Меркель и Франсуа Олланд выступили с единых позиций в сложнейших переговорах, когда на карту было поставлено очень многое. И показали себя как настоящие государственные деятели. Когда с противоположных политических полюсов все громче звучат голоса, ставящие под вопрос целесообразность европейского проекта, оба государственных руководителя показали преимущества тесного взаимодействия Франции и Германии, заложив основы для предотвращения войны, которая разгоралась в Европе.
Со своей стороны, Владимир Путин решил сдержать, по крайней мере, временно, действия ополченцев, чьи руководители в Минске напоминают марионеток, обеспечивающих стратегические интересы Москвы в данном районе.
Сейчас необходимо заняться восстановлением находящегося в плачевном состоянии востока страны и оказать срочную помощь украинской экономике, оказавшейся в разрухе после начала конфликта с Россией. Киеву кредит на сумму 17,2 миллиардов долларов, со стороны МВФ является лишь исходным пунктом, за которым должна последовать действенная помощь ЕС, направленная на повышение уровня жизни украинцев. Киеву необходимо срочно разработать и начать осуществление масштабной программы реформ в области экономики и государственного управления. При этом руководство Украины должно осознавать, что может рассчитывать на поддержку в своем стремлении к демократии.