Когда в четверг в Минске подписали соглашение, на финансовых рынках России воцарилась эйфория. Рубль начал укрепляться, на бирже пошли вверх курсы акций. А поскольку мировые инвесторы решили, что геополитические риски на Востоке снизились, выросла цена на нефть. В пятницу европейская нефть марки Brent впервые в этом году стоила больше 60 долларов за баррель (еще в прошлом месяце цена опустилась до 46 долларов). Это дополнительно подстегивало конъюнктуру в России, ведь экспорт нефти — основной источник твердой валюты и бюджетных доходов для этой страны.
«Торги [на бирже] выглядят в России так, будет на следующей неделе ожидается отмена санкций», — с удивлением отметил Тимоти Эш (Timothy Ash) эксперт по рынкам Восточной Европы лондонского Standart Bank.
Внезапное улучшение конъюнктуры — это большой успех России. Спустя несколько часов после подписания соглашения в Минске Центральный банк в Москве сообщил, что неделю назад объем валютных резервов страны опустился ниже минимальной отметки периода пика мирового кризиса 2009 года. Сразу после этого министерство финансов объявило, что в январе дефицит бюджета России составил почти 6% ВВП, тогда как год назад наблюдался профицит — 9% ВВП. Правительство предсказывает, что в феврале дефицит из-за низких цен на нефть может увеличиться.
Никакой уверенности в том, что минские соглашения окажутся прочными, нет. Однако российская экономика смогла отдышаться. Рост нефтяных цен остановит уменьшение валютных резервов, а улучшение конъюнктуры привлечет инвесторов. Более того, до марта Европейский Союз не станет обсуждать введение новых санкций против России. Если бы даже эти обсуждения не принесли результата или завершились запретом на въезд в ЕС очередного командира донбасских сепаратистов, сами разговоры об ужесточении санкций создавали бы дополнительный риск, отбивая у инвесторов желание вкладывать деньги в России. Сейчас этот риск снизился.
Кремль может быть уверен, что козырей у него прибавится. В начале марта представители российского правительства должны провести в Брюсселе переговоры о торговых отношениях с ЕС после ассоциации Украины с Евросоюзом. Инвесторам это дает сигнал, что Брюссель заинтересован в договоренностях с Москвой, несмотря на то, что в Донбассе продолжает литься кровь, а в Минске был согласован вывод за пределы буферной зоны систем залпового огня «Торнадо», которые поступили на вооружение российской армии всего два года назад. Этот пункт ясно показывает, от кого на самом деле защищаются в Донбассе украинцы.
Кроме того, начнутся переговоры по новому соглашению о поставках российского газа на Украину. А эту тему Москва обычно использует, чтобы припугнуть Европу перебоями в транзите газа по украинским трубопроводам и навязать Украине высокие ставки Газпрома. Счета за российский газ Киев способен оплачивать только благодаря кредитам Международного валютного фонда.
Путин в интересах российской экономики тянет время. В Минске он показал себя как искушенный игрок в покер, который несмотря на слабые карты выходит из-за игрового стола с победой.