За последний год с Украины не приходит почти никаких хороших экономических новостей. Война на востоке увеличивает счет потерь, подрывая стабильность всей страны и усиливая напряженность между Россией и Западом. Экономические последствия оказались колоссальными. В прошлом году производство продукции сократилось на 7-7,5%, и 5% из этого сокращения вызвано войной. Национальная валюта гривна за год подешевела на две трети. До недавнего времени страна находилась на грани финансового коллапса.
Новое соглашение между Украиной и Международным валютным фондом, о котором объявили в четверг, принесло облегчение. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард объявила о четырехлетней кредитной программе для Украины на 40 миллиардов долларов, из которых 17,5 миллиарда предоставит ее фонд. ЕС пообещал всего 2,5 миллиарда долларов, а США два миллиарда. Пару миллиардов может добавить Всемирный банк и прочие международные финансовые институты. А что касается остального финансирования, то здесь все неясно. Украинское правительство надеется получить помощь от держателей его облигаций на сумму 14 миллиардов долларов.
В целом возникает впечатление, что эта программа недофинансирована. В свое время ЕС и США придется предоставить дополнительные средства. При этом мы должны учесть важность того обстоятельства, что было достигнуто соглашение, по которому Украина может получить определенную финансовую помощь. 1 февраля золотовалютные резервы Украины сократились до ничтожных 6,4 миллиарда долларов, чего хватит лишь на один месяц импорта. Из-за этого курс гривны снизился еще больше. Теперь цель заключается в том, чтобы к концу года довести объем запасов до 17 миллиардов долларов, что соответствует трем месяцам импорта.
Резкое снижение курса повлекло за собой крах многих банков. В прошлом году Национальный банк Украины ввел прямое руководство над 32 из 180 банков страны. В этом году ожидается банкротство еще нескольких банковских учреждений. К счастью, центральный банк объявил, что системообразующими на Украине являются лишь восемь банков. Но даже в таких условиях понадобится существенная банковская рекапитализация.
Лагард высоко оценила согласованную с украинским правительством программу, назвав ее «амбициозной» и «жесткой». Вместе с тем, она отметила, что эта программа «не без рисков». Самый очевидный и серьезный риск - это война. По стечению обстоятельств как раз перед тем, как Лагард сделала свое заявление, противоборствующие стороны подписали в столице Белоруссии Минске новое соглашение о прекращении огня. Но пока непонятно, приведет ли это к остановке конфликта. Однако известно, что ни у одной из сторон нет ближайших планов сокращения своего военного потенциала. Например, правительство в Киеве намеревается в этом году увеличить военные расходы до 5,2% от объема ВВП страны, в то время как в прошлом году этот показатель был равен 1,6%.
Украинский премьер-министр Арсений Яценюк настаивает на том, что программа реформ нацелена на восстановление роста. Изложенных в ней мер много, и они значительны. Дефицит бюджета планируется сократить до 4% от размера ВВП (в прошлом году он был равен 11%). Однако предположительно сюда не включена рекапитализация банков, которая может увеличить реальный дефицит бюджета до 8% ВВП.
Самой важной реформой станет постепенный отказ от субсидий на газ, электричество и отопление. Эти моменты способствуют коррупции, и их устранение будет стимулировать энергосбережение и способствовать добыче энергоресурсов внутри страны. МВФ утверждает, что большая часть ценовых корректировок в рамках отказа от субсидий будет проведена на начальном этапе, что поможет навести порядок на коррумпированном газовом рынке. Тем не менее, полностью отменить все субсидии Украина и МВФ намереваются лишь к апрелю 2017 года. Правительство и МВФ вполне разумно договорились о существенной социальной поддержке бедным слоям населения, дабы свести к минимуму последствия от роста энергетических цен.
Кроме сокращения субсидий на энергию самые крупные бюджетные сокращения планируется получить за счет очень больших расходов Украины на пенсии. Наконец-то щедрые «специальные пенсии» бывшей элите вознамерились отменить. Расходы на выплату пенсий планируется сократить за счет замораживания пенсионных выплат до декабря месяца, что больно ударит по бедным, поскольку инфляция в годовом исчислении составляет 25%. Было бы лучше поднять очень маленький пенсионный возраст, который для женщин составляет 55 лет, а для мужчин 60.
Структурные реформы впечатляют, и многие из них уже проводятся. В четверг украинский парламент принял закон о сокращении объема вмешательства государства в дела бизнеса, запретив любые обременительные бюрократические проволочки. Еще одна мера, осуществить которую пытаются власти, это совершенствование корпоративного управления в государственных компаниях, включая государственную нефтегазовую компанию «Нафтогаз».
В повестку дня включены и другие законы, которые планируется принять в рамках антикоррупционной и судебной реформ. Некоторые антикоррупционные законы были приняты в октябре прошлого года, но на практике пока реализовано очень мало. Сейчас много говорят о реформе государственного управления, и идет оптимизация штатов во многих государственных учреждениях. Однако необходимо вводить современные методы администрирования. Также осуществляются реформы по повышению эффективности образования и здравоохранения.
Чтобы получить финансирование от МВФ, украинскому парламенту придется выполнить все предварительные условия фонда, касающиеся распределения средств. К счастью, в правительстве есть значительное большинство, готовое делать то, что требуется.