На сирийской части Голанских высот разгорается масштабное сражение при участии тысяч боевиков «Хезболлы», сирийских правительственных войск и бойцов иранского Корпуса стражей исламской революции с одной стороны, и вооруженных отрядов оппозиции, с другой. На данный момент преимущество у «шииской оси», которой удалось захватить несколько деревень и поселков и потеснить «Южный фронт» и «Джабхат ан-Нусру», связанную с «Аль-Каидой» группировку, которая до начала прошлой недели считалась доминирующей силой в районе Дераа и южнее. Сражение еще не окончено, продвижение боевиков «Хезболлы» и их союзников замедлилось из-за холодной погоды, дождей и снегопада.
После того, как погода позволит продолжить наступление, ситуация останется достаточно сложной, и победить «Хезболле» будет нелегко. Южный фронт, протянувшийся в треугольнике между Кунетрой на сирийских Голанских высотах, Дараа и Дамаском, считается главной цитаделью противников Башара Асада, не связанных с ИГИЛ. У них ограниченные военные возможности, но очень высокий боевой дух, так как этот район остался чуть ли не последней областью под контролем оппозиционеров, не представляющих ИГИЛ. Более того, даже победа «Хезболлы» не будет означать окончания кампании, так как в прошлом группировка уже громила врагов, например, в горах Каламун на восточной границе Ливана, но через несколько месяцев бои там возобновлялись. Такой сценарий вполне возможен и на Голанских высотах.
Но вне зависимости от результатов этого сражения следует отметить, что сам факт участия большого числа боевиков «Хезболлы» в операции на территории Сирии имеет большое значение. Группировка даже не пытается скрыть факт участия нескольких тысяч боевиков в боях на сирийско-израильской границе, напротив, гордится этим. Это уже не просто операция, это новая стратегия.
С геополитической точки зрения «Хезболла» пытается воплотить в жизнь то, о чем недавно заявил генеральный секретарь группировки Хасан Насралла: объединить в один фронт Южный Ливан и сирийские Голанские высоты. Грубо говоря, старые границы, старое разделение Сирии и Ливана более не существуют. Сирийский лидер Башар Асад и ливанский лидер Хасан Насралла слились воедино. Новое образование контролирует часть Сирии и практически весь Ливан. В прошлом сирийские лидеры, в том числе, отец действующего президента Хафез Асад, считали Ливан частью Великой Сирии. Сегодня малая часть Сирии, остающаяся под контролем Башара Асада, стала частью Великого Ливана, а, точнее, Ирана. Старые государства умерли, да здравствует маленький Великий Левант под иранским контролем.
Бывший премьер-министр Ливана Саад Харири выступил с речью на мероприятии по случаю десятой годовщины убийства своего отца Рафика Харири. Саад Харири резко раскритиковал участие «Хезболлы» в гражданской войне в Сирии и назвал безумием заявление Хасана Насраллы о том, что Южный Ливан и Голанские высоты стали единым участком фронта. Заодно он потребовал от шиитской группировки выдать Международному трибуналу обвиняемых в убийстве отца.
На первый взгляд, это мужественный поступок человека, который, зная, что его жизнь в опасности, открыто бросает вызов «Хезболле». Но я бы назвал это прощальным выступлением по случаю расставания со старым Ливаном, в котором правили сунниты и христиане-марониты. Саад Харири и сам понимает, что сегодня это совсем не та страна, в которой он родился и рос, правительством которой позднее руководил. Проклятая «Арабская весна» и региональные потрясения обрушились на Ливан, и тех местных жителей, кто не поддерживает ни ИГИЛ, ни «Хезболлу», ожидает мрачное будущее. Наверное, поэтому сам Саад Харири не живет больше в Ливане.
Помимо изменения географического и политического соотношения между Сирией и Ливаном, «Хезболла» также старается создать новую реальность для Израиля. Как и любое другое ближневосточное образование или группировка, «Хезболла» придумывает теорию заговора и строит на ней свою военную доктрину. Ливанские шииты уже несколько месяцев подряд утверждают, будто Израиль поддерживает «Джабхат ан-Нусра», и эта организация обязана еврейскому государству своими военными успехами на Голанских высотах. В качестве доказательства своего мнения «Хезболла» приводит факт оказания медицинской помощи раненым сирийцам в израильских больницам. То есть акция, которую Израиль считает жестом гуманизма, оценивается, как сотрудничество с группировкой, поддерживающей «Аль-Каиду». К той же области относятся рассказы сотрудников ООН об обмене ящиками между сторонами.
Кампания, развернутая «Хезболлой», призвана не допустить удара со стороны горы Дов. Ливанские террористы считают, что Израиль планирует именно это, натравить на «Хезболлу» «Джабхат ан-Нусра» и отряды сирийской умеренной оппозиции. «Хезболла» уверена, что Израиль намеревался блокировать Южный Ливан с восточной стороны, и начала действовать, чтобы предотвратить такое развитие событий.
Что не менее важно, «Хезболла» и Башар Асад опасаются, что Израиль постарается обеспечить себе свободный коридор до Дамаска (от Кунейтры через Дараа), чтобы в случае большой войны быстро захватить сирийскую столицу. Операция призвана воспрепятствовать этому. Добьется ли «Хезболла» успеха, сказать трудно, но на северных рубежах Израиля сложилась взрывоопасная ситуация.