«Страна-паром, курсирующая между Востоком и Западом». Так в 1905 году назвал свою страну венгерский поэт Эндре Ади. Он был возмущен теми, кто обещал развитие страны по западному образцу, но слов своих не сдерживал.
110 лет спустя многие задаются вопросом — не становится ли премьер-министр Венгрии Виктор Орбан таким паромщиком.
Дружелюбное отношение Орбана к президенту России Владимиру Путину, несмотря на конфликт на Украине, вызывает удивление в ЕС и НАТО. Венгрия состоит в обеих организациях.
Будапешт недавно посетила Ангела Меркель. Сейчас Виктор Орбан готовится к визиту Владимира Путина. Сатирический еженедельник HVG опубликовал карикатуру, на которой Венгрия изображена в виде качелей, на которых сидят Меркель и Путин.
На вопрос корреспондента Би-би-си, насколько сложно балансировать между Востоком и Западом, Виктор Орбан ответил просто: «Если вы родились здесь, то это часть вашей жизни».
Но еще не так давно он сам так не считал.
Россия — синоним диктатуры
С тех пор как венгерское государство было основано королем Стефаном в 1000 году, венгры всегда ориентировались на Запад, говорит Андраш Рац, исследователь в Финском институте международных отношений в Хельсинки, специализирующийся на венгерско-российских отношениях.
Виктор Орбан не был исключением. «Между 1988 и 2009 годами он был, вероятно, самым антироссийски настроенным политиком в Центральной Европе», — говорит Андраш Рац.
Именно он в 1989 году говорил о «российской», а не «советской» империи, и требовал вывода «российских» войск из Венгрии. Он сделал это заявление на перезахоронении Имре Надя, главы венгерского правительства, казненного после восстания в Венгрии в 1956 году, восстания, подавленного советскими войсками.
В мировоззрении Орбана и его поколения важную роль играла память о подавлении восстания 1956 года и последовавших за этим репрессиях, и о том, что после Второй мировой войны десятки тысяч венгров были отправлены в советский ГУЛаг, и даже событиях 1849 года, когда царистские войска помогли Габсбургами подавить восставших в ходе войны за независимость Венгрии.
Во время Второй мировой войны Венгрия была союзницей Германии, и ее войска дошли до Дона. Когда она оказалась в составе социалистического лагеря, ее отношения с СССР и другими странами восточного блока были сложными. Многие венгры учились в Советском Союзе. СССР был крупнейшим рынком для сельскохозяйственной продукции Венгрии.
Но для многих «западников» в Венгрии само слово «Россия» было синонимом диктатуры, насильственного насаждения русского языка и чужеродной политической системы.
Когда Орбан был избран на пост премьер-министра в 1998 году, он, в отличие от своих предшественников, избегал ездить в Москву и усилил свою антироссийскую риторику.
Одновременно с этим в России начался экономический кризис, что сильно ударило по венгерским компаниям, экспортировавшим свою продукцию в Россию. В то время как критики обвиняли его в том, что он «сдал российский рынок», он боролся против попыток Газпрома купить контрольные пакеты акций в венгерских химических компаниях.
Во время войны в Косово, Венгрия, член НАТО, в течение месяца не пропускала через свою территорию российский поезд с гуманитарной помощью для Сербии, заявляя, что на часть груза поезда было наложено международное эмбарго.
Потепление
В последний год первого премьерства Орбана экономика России вновь начала расти, однако лишь следующее правительство, возглавляемое социалистами, улучшило экономические отношения с Россией.
Отношение Орбана к Владимиру Путину потеплело лишь после того, как он проиграл еще на двух выборах и стал лидером «патриотических сил» Венгрии. Поворотный момент наступил в 2009 году, когда Орбан прибыл на съезд «Единой России».
Он начал политику под лозунгом «открытие на Восток». Андраш Рац напоминает о забытом многими факте: именно Орбан предложил дать российским фирмам контракт на модернизацию и расширения АЭС «Пакс».
АЭС «Пакс» вновь оказалась в центре политического скандала в 2014 году, после того как правительство Орбана заключило контракт с Москвой и получило от нее заем в 100 миллиардов евро, несмотря на то, что контракт не был выставлен на тендер.
Более того, условия самого контракта были засекречены венгерским правительством. «Все, что мы знаем, мы узнали у русских», — говорит Андраш Рац.
Возмутившись этой секретностью, венгерская оппозиция, в которую входит и ранее пророссийская Социалистическая партия, громогласно возмутилась, обвиняя Орбана в том, что он продал страну «новому Советскому Союзу», и заявляя, что «даже наши внуки будут продолжать выплачивать этот долг».
Но почему Виктор Орбан вдруг стал другом Владимира Путина? Андраш Рац говорит, что это сложно объяснить рационально. Может быть, его мировоззрение стало похожим на взгляды Путина?
«В прошлом году он произнес речь о создании [в Венгрии] нелиберальной демократии... его уважительное отношение к российской политической системе, постоянные шаги по ограничению демократических свобод в Венгрии... тут есть аналогии. В течение четырех лет они заявляют, что “открытие на Восток” относится лишь к торговле, а не к политике, но после его заявления о “нелиберальной демократии” возникает ощущение, что, может быть, речь идет и о политике тоже», — полагает Рац.
Дешевый газ
Одной из возможных причин неожиданных симпатий Орбана к Путину может быть его желание обеспечить источник дешевых энергоносителей для своей страны, которая в прошлом почти полностью зависела от поставок российского газа.
«В 2008 году Венгрия получала 80% необходимого ей газа из России, но на сегодняшний день его доля упала до уровня ниже 50%», — говорит историк и специалист по России Золтан С. Биро из еженедельника HVG.
Эксперты отмечают, что у Венгрии сейчас много разных поставщиков газа, и, соответственно, она не зависит в основном от России. Более того, долгосрочный договор с Россией о поставках газа ограничивает возможности Венгрии закупать его в других странах по более низкой цене в случае, когда эти цены на мировых рынках начнут падать.
Однако венгерский премьер-министр привязан к своей программе, которую он называет «режичоккентеш» (rezsicsökkentés), при которой правительство диктует компаниям, предоставляющим коммунальные услуги, понижать свои цены. «Режичоккентеш был бы невозможен без России», — заявил Орбан через несколько дней после визита в Будапешт Ангелы Меркель.
В декабре он дал ясно понять, что хотел бы обеспечить для Венгрии источник дешевой энергии. «В будущем конкурентоспособность стран будет зависеть от того, по какой цене они смогут поставлять энергоносители для своей экономики», сказал он в интервью Венгерскому радио.
Он также объяснил принцип установления цен на коммунальные услуги. «Либеральное государство не смогло бы понизить счета на газ и электричество», сказал он в сентябре 2014 года. Соответственно, Путин кажется ему идеологическим соратником в борьбе за консервативные ценности, а также человеком, который может обеспечить поставки дешевых энергоносителей.
Тот факт, что Орбан, судя по всему, сделал ставку именно на Путина, подчеркивает умиротворяющий тон его заявлений о конфликте на Украине. Избегая упоминания санкций, он заявил, что «наша до сих пор замечательная внешнеполитическая стратегия натолкнулась на препятствие в виде российско-украинского конфликта, если это можно так назвать, так как не ясно, кто сражается с кем».
Флирт с Москвой
В отличие от своих западных коллег, Орбан избегает нападок на Путина, говоря, что он хотел бы «более четких, корректных и сбалансированных» отношений с Россией, и что именно поэтому он рад принять Владимира Путина в Будапеште.
Близость Виктора Орбана к российскому президенту особенно выделяется на фоне ухудшения отношения Венгрии с США. Сенатор Джон Маккейн, которого не назовешь другом России, назвал Орбана «неофашистским диктатором».
Многие комментаторы считают, что Ангела Меркель посетила Будапешт именно для того, чтобы убедить Виктора Орбана не столь активно флиртовать с Москвой.
Тем временем политические позиции Орбана пошатнулись в результате его публичной ссоры со своим давним союзником Лайошом Шимичкой. Этот олигарх был основной финансовой опорой правящей партии «Фидес», но не так давно он начал кампанию против Орбана в подконтрольной ему прессе из-за возникших у него проблем с налоговой инспекцией.
Орбан, как и положено хорошему тактику, в преддверии визита Путина встретился в Будапеште с премьер-министром Грузии и посетил Киев, где провел переговоры с президентом Петром Порошенко. Золтан С. Биро считает, что это было лишь пиар-ходом для того, чтобы продемонстрировать свою верность политике Запада.
В интервью Inforadio Золтан С. Биро сказал, что считает вполне вероятным, что идея посетить Будапешт исходила от самого Путина, который хочет продемонстрировать, что у него остаются партнеры среди стран ЕС. «При нормальных обстоятельствах визит столь высокопоставленного лица считался бы большим дипломатическим успехом. Но сейчас не нормальные обстоятельства», — говорит Биро.
За многие годы своей карьеры Виктор Орбан продемонстрировал, что он умелый политик, который смог как объединить свою партию, так и сконцентрировать власть в своих руках. Но остается открытым вопрос, не подрывают ли его позиции в рядах своих сторонников его пророссийская внешняя политика и его решения в том, что касается внутренних проблем страны.