Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Результаты внешней торговли за 2014 год свидетельствуют, что стагнация в России отрицательным образом сказалась на продажах белорусских товаров. За прошлый год экспорт Белоруссии на российский рынок снизился на 1,5 млрд. долларов. Чем хуже дела с экспортом белорусской продукции, тем выше будет финансовая зависимость Белоруссии от России, считают эксперты.

Результаты внешней торговли за 2014 год свидетельствуют, что стагнация в России отрицательным образом сказалась на продажах белорусских товаров. За прошлый год экспорт Белоруссии на российский рынок снизился на 1,5 млрд. долларов. Чем хуже дела с экспортом белорусской продукции, тем выше будет финансовая зависимость Белоруссии от России, считают эксперты.

Почему экспорт в Россию упал на 1,5 миллиарда долларов?

Пожалуй, главный итог внешней торговли в 2014 году — проседание белорусского экспорта. В минувшем году поставки белорусских товаров на российский рынок сократились на 1,5 миллиарда долларов до 15,34 миллиарда долларов. По сравнению с 2013-м совокупный белорусский экспорт в Россию снизился примерно на 9%.

При этом продажи отдельных товаров, которые формируют основу белорусского экспорта в Россию, в 2014 году снизились гораздо больше.

Так, экспорт белорусских грузовых автомобилей в физическом выражении сократился в Россию на 27,9%, тракторов и седельных тягачей — на 22,2%, молочной продукции — на 16,4%, шин — на 11%, сельхозтехники — на 11,8%, металлопродукции — на 19,6%.

По 16 товарным позициям, по которым произошло наибольшее снижение поставок на российский рынок, экспорт в 2014 году снизился на 1,4 миллиарда долларов. Собственно, это и обусловило падение совокупного белорусского экспорта в Россию на 1,5 млрд. долларов.

В числе основных причин, которые привели к снижению экспорта в Россию, белорусские экономисты называют стагнацию российской экономики, укрепление белорусского рубля к российскому и продовольственные войны, наблюдавшиеся в четвертом квартале 2014 года.

«Согласно разным оценкам российского правительства, в 2015 году ВВП России может снизиться на 3-5%. При таком сценарии спрос на белорусские товары на российском рынке в текущем году будет проседать», — полагает экономист Антон Болточко.

Однако, несмотря на это, отмечают белорусские экономисты, государство сегодня не принимает действенных мер, которые способствовали бы диверсификации экспорта.

«О диверсификации мы слышим пока только слова, реальных шагов в этом направлении не видно. Последние решения правительства о поддержке узкой группы госпредприятий, ориентированных на российский рынок, свидетельствуют о том, что пока продолжается старая политика, которая привела к моноориентации белорусской экономики», — считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Между тем, ухудшение внешнеторгового баланса Белоруссии, вызванное падением белорусского экспорта в Россию, оказывает сегодня давление на золотовалютные резервы страны.

Аналитики Евразийского банка развития напоминают, что отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами (по данным Нацбанка) составило рекордные 868,6 млн. долларов в декабре 2014 года.

«Резкое ухудшение торгового баланса страны в конце прошлого года способствовало падению объема международных резервов Нацбанка Белоруссии, которое продолжалось и в январе», — говорится в февральском номере макроэкономического дайджеста Евразийского банка развития.

Цена белорусской стабильности

Неудачи во внешней торговле приводят к тому, что Белоруссии необходимо привлекать внешние заимствования ради поддержания золотовалютных резервов.

К слову, в декабре 2014 года, когда ажиотажный спрос на иностранную валюту в Белоруссии совпал с резким увеличением отрицательного сальдо в торговом балансе, Национальный банк осуществил новые заимствования для поддержания золотовалютных резервов. За декабрь 2014-го обязательства Нацбанка перед нерезидентами увеличились на 1,1 млрд. долларов.

Во время недавней встречи с белорусскими экономистами руководство Нацбанка пояснило, что вышеназванная сумма — заимствования на срок более одного года.

«Корреляция между неудачами во внешней торговле и необходимостью привлекать новые заимствования присутствует. Сложная экономическая ситуация в России приводит к снижению экспорта, что в конечном счете оказывает влияние на золотовалютные резервы Белоруссии, которые приходится тратить на покрытие разрывов в платежном балансе», — констатирует Антон Болточко.

В последние месяцы, обращает внимание он, золотовалютные резервы постоянно сокращались и достигли к настоящему времени критического уровня (4,7 млрд. долларов), который сопоставим с выплатами страны по государственному долгу (4,1 млрд. долларов) в 2015-м.

В последнее время из разных источников поступает информация, что Белоруссия планирует привлечь в России новые заимствования, чтобы расплатиться по старым долгам. В частности, для решения этой задачи рассматривается вариант размещения белорусских облигаций на российской бирже.

«Проблемы Белоруссии могут быть решены с помощью Московской биржи. Рефинансировать долг частично можно за счет рублевых займов, плюс за счет приватизации белорусских предприятий через размещение их акций. Конечно, ликвидность российского финансового рынка сейчас оставляет желать лучшего. Санкции, отток капитала, снижение цен на нефть. Однако для Белоруссии денег хватит», — считает директор аналитического департамента «Альпари» в СНГ Александр Разуваев.

По мнению аналитиков финансового рынка, без новых заимствований Белоруссии в текущем году никак не обойтись.

«Чтобы поддерживать ситуацию в экономике в год выборов стабильной, понадобятся новые заимствования. Порядка 2-2,5 миллиарда долларов нужно будет привлечь на покрытие финансового разрыва по платежному балансу. Плюс к этому потребуются средства на рефинансирование платежей по госдолгу», — отмечает Антон Болточко.

Белорусское правительство уже с конца 2014 года обсуждает с российским руководством варианты получения финансовой помощи.

«Кредиторов помимо России, которые могут предоставить Белоруссии финансирование, немного. Вероятность, что Москва даст Минску деньги, велика. Путин относится к Белоруссии как к своей территории, поэтому, выделяя Минску деньги, он не рассматривает этот процесс как внешнее финансирование», — полагает Ярослав Романчук.

Официальный Минск, тем не менее, продолжает декларировать приверженность суверенитету страны. Однако заявления о том, что мы «заставим любого уважать наш суверенитет», с каждым годом значат все меньше — по мере повышения уровня финансовой зависимости Белоруссии от России…