В начале прошлого декабря в Стамбуле президент России Владимир Путин сделал заявление, которое шокировало всех, и прежде всего Европу: «Мы отказываемся от проекта „Южный поток“».
Далее он жестом фокусника достал настоящего кролика из шляпы: «Вместо него мы построим новый трубопровод, который пройдет через Турцию».
*
Новый газопровод под названием «Турецкий поток» изменит энергетическую карту Европы и мира. Так, «Южный поток» должен был передавать российский газ по дну Черного моря в Болгарию, а затем в Европу. Между тем новый трубопровод будет поставлять такое же количество российского газа через Турцию в обход Украины.
«Россия идет ва-банк против Европы». Так прокомментировала это событие мировая пресса. Как известно, вот уже некоторое время по причине украинского кризиса у России трудности в отношениях с Западом. Новость о «Турецком потоке» была вынесена New York Times на первую полосу. Ее сопровождал такой комментарий: «Если кто-то и остался в выигрыше, то Турция».
Сейчас многих волнуют следующие вопросы. Попадает ли Турция в зависимость от России? Как к этому относятся США? Турция воплощает в жизнь свою мечту и превращается в энергетический центр?
*
Напротив меня сидит человек, способный наилучшим образом ответить на эти вопросы. Американский отставной посол Ричард Морнингстар (Richard Morningstar). Ранее он был специальным советником президента Билла Клинтона по вопросам энергетической дипломатии в Каспийском бассейне. Затем, в период президентства Обамы, он был специальным представителем по вопросам евразийской энергетики. С 2012 по 2014 годы — посол США в Баку. В этом году Морнингстар вернулся в Вашингтон. Его цель — создать «Глобальный энергетический центр», под эгидой старейшего мозгового центра США — Атлантического совета (Atlantic Council).
За день до нашей беседы бывший посол, регулярно бывавший в Турции на протяжении последних 17 лет, находился в Анкаре и обсуждал схожие темы с министром энергетики и природных ресурсов Танером Йылдызом (Taner Yıldız).
«Выигрывает Европа»
Что США думают по поводу «Турецкого потока»? Конечно, это мой первый вопрос. «В данный момент „Турецкий поток“ не будет иметь какого-либо серьезного веса, поскольку такое же количество газа поступало через Украину. Нет речи о каких-либо дополнительных объемах газа. Более того, окончательное соглашение еще не заключено», — отмечает дипломат.
Кто в плюсе, кто в минусе? Как известно, мировая пресса занесла «Турецкий поток» в копилку успехов России и Турции. Ответ Морнингстара не может не вызывать удивления: «В выигрыше остается Европейский Союз (ЕС). Ведь „Южный поток“ не мог состояться из-за несоответствия законодательству и правилам ЕС. Между тем ЕС остается верен своим нормам, и это хорошо».
«Турция должна диверсифицировать ресурсы»
Возрастет ли зависимость Турции от российского газа? «В конечном счете, возможно. Но все зависит от того, как далеко зайдет „Турецкий поток“. Если он ограничится одним трубопроводом, который будет возмещать газ, идущий через Украину, то нет. Но если Турция в дальнейшем будет покупать больше газа из России, тогда зависимость усилится». Далее дипломат продолжает: «Мы пока не знаем, какими еще источниками будут располагать Турция. Если она найдет более дешевый газ в других странах, то будет покупать меньше газа у России. Главное для Турции — диверсификация ресурсов».
«Вам нет смысла становиться более зависимыми от России»
Если Турция будет приобретать больше газа в России, как это отразится на ее отношениях с США? «Могу сказать, что Турции нет смысла становиться более зависимой от России, — отмечает бывший посол, — но это решение Турции».
«Вместе с тем это зависит и от России, — продолжает Морнингстар. — Если Россия будет продавать Турции газ, соблюдая правила рынка, на справедливой, прозрачной и конкурентной основе, тогда Турция, наравне со всеми остальными, будет иметь право продавать газ».
Повышает ли «Турецкий поток» шансы Турции стать энергетическим центром? «Все зависит от того, насколько Турции удастся преумножить свои ресурсы», — отмечает дипломат.
Хотят ли этого США? «Если Турция и все поставщики будут действовать в соответствии с правилами рынка, то ее превращение в энергетический центр благоприятно скажется на транспортировке газа», — отвечает отставной посол.
*
Как «Турецкий поток» повлияет на другие реализуемые в регионе проекты? Почему первую турецкую АЭС строит Россия, а не США? Что происходит в Восточном Средиземноморье? Ответы в нашей следующей статье.