Теракт, произошедший в конце прошлой недели в Копенгагене, являет собой последний наглядный пример распространения международного терроризма в Европе.
Этот двойной теракт — аналог или продолжение акции, предпринятой в отношении журнала Charlie Hebdo и еврейского супермаркета в Париже...
Первой мишенью атаки в Копенгагене стала конференция, посвященная «свободе самовыражения», одним из участников которой был шведский карикатурист Ларс Вилкс (Lars Vilks). В 2007 году он оказался в центре скандала из-за карикатур на пророка Мухаммеда. Второй целью была синагога, в которой по случаю праздничных мероприятий находилось около 70 человек, в том числе и дети.
Во время первой атаки погиб датский режиссер, один из участников конференции (художнику Вилксу удалось спастись). В ходе второго теракта погиб охранник, преградивший путь нападавшему, дети не пострадали. В последующей перестрелке полицейский убил нападавшего...
Тот факт, что после Парижа местом новой атаки стал Копенгаген, с одной стороны, шокировал датчан, с другой — посеял страх и ужас среди европейцев, которых стала тяготить мысль «кто следующий?»
Бывает ли неограниченная свобода?
Одно из важных сторон терактов в Копенгагене, как и в Париже, связана с карикатурами на пророка Мухаммеда. Цель предпринятой акции — преподать урок всем людям, которые бросают вызов тому, что значит пророк для исламского мира.
В этом вопросе есть очень глубокие расхождения между оценочными суждениями европейцев и верой, чувствами мусульман. Карикатурист Ларс Вилкс, как и его коллеги в Charlie Hebdo, считает высмеивание всех и вся, включая религии и пророков, частью «свободы мысли и самовыражения». И в ходе своего выступления в Копенгагене он выразился так: «Исключений быть не может».
Ошибка тех, кто отстаивает эту точку зрения, заключается в том, что, считая свободу самовыражения «неограниченной», они не обращают внимания на восприимчивость мусульманского мира и закрывают глаза на провокации, приводящие к «преступлениям на почве ненависти».
Если европейцы не желают конфликта с исламским миром, им следует уважать религиозные чувства обществ с другой культурой. Если такого понимания не возникнет, и добиться согласия не удастся, от этого пострадают все.
Кому это нужно?
С другой стороны, все это нисколько не оправдывает действий тех, кто отвечает на чужие, пусть и спорные, точки зрения террористическими атаками. Как сегодня часто говорится, террор недопустим, какими бы ни были его причины и цели. И в этом вопросе на мусульманских лидеров в Европе и во всем мире ложится задача — занять решительную, четкую позицию в отношении тех, кто встает на путь терроризма.
К сожалению, по вине радикальных групп и вооруженных активистов, представляющих маргинальные слои населения, как и расистов в Европе, в обществе возникает поляризация и противостояние. Даже в такой либеральной и толерантной стране, как Дания, террористический акт, очевидно, посеял сомнения в отношении мусульман, а в некоторых кругах и недоверие.
Теракты в Копенгагене вслед за Парижем показывают, что следует хладнокровно и рационально рассматривать этот вопрос и объединять усилия для его решения.