Когда прошлым летом украинские военнослужащие подверглись массированной артиллерийской атаке, солдаты были удивлены и в то же время напуганы интенсивностью обстрела. Сепаратисты, с которыми они воевали, уже продемонстрировали свою жестокость и организованность. Но это было нечто другое.
Тотчас же группа журналистов-исследователей с помощью цифровых методов анализа, спутниковых снимков и материалов из соцсетей получила почти неопровержимые доказательства того, что обстрел велся с другой стороны границы — с территории России.
Работа, проведенная группой Bellingcat, состоящей из журналистов, занимающихся независимыми расследованиями, высветила темную и не совсем понятную сторону вооруженного конфликта на Украине, который продолжается, несмотря на предпринятые в Минске попытки договориться о прекращении огня, причем, во вторник появились сообщения о кровопролитных боях в районе железнодорожного узла Дебальцево.
Россию уже давно обвиняют в переброске военнослужащих, поставках боеприпасов и военной техники на восток Украины с целью оказания помощи сепаратистам в войне с вооруженными силами Украины. Но о российских воинских подразделениях, которые ведут обстрел Украины через границу со своей территории, до сих пор сообщали очень мало.
Группа Bellingcat по спутниковым снимкам проанализировала расположение воронок на трех разных участках, на которых украинские военнослужащие подверглись прошлым летом особо мощному обстрелу, и рассчитала их траектории по направлению к вероятным огневым точкам. На спутниковых снимках возле огневых точек группа обнаружила обгоревшие участки земли, а также следы протекторов, сопоставимые с протекторами реактивных систем залпового огня.
За единственным исключением все обнаруженные огневые точки находились на территории России. Более того, следы колес по направлению к огневым точкам и от них, вели дальше, вглубь российской территории, что еще раз доказывает, что обстрел осуществляли российские подразделения, а не сепаратисты, которые случайно зашли на российскую территорию. На снимках тех же участков территории, сделанных непосредственно перед обстрелами, отпечатков протекторов и следов обгорелой земли обнаружено не было.
Как предупредил независимый военный криминалист, точность анализа воронок при определении направлении огня по спутниковым снимкам не имеет научного обоснования. Однако он сказал, что снимки огневых точек на российской стороне у границы являются убедительным фактом и вызывают вопрос, с какой целью они там находились.
Обстрелы велись летом прошлого года, во время интенсивных боев, в ходе которых украинская армия пошла в наступление, отвоевывая новые позиции, и Россия более явно начала оказывать помощь сепаратистам, чтобы те не потерпели поражение. В середине августа журналист the Guardian видел, как границу пересекла колонна российских танков, и по заявлению Киева, на территорию Украины фактически переброшено несколько тысяч военнослужащих российской регулярной армии. В сентябре в Минске было подписано соглашение о прекращении огня, хотя практически сразу же оно было нарушено.
В начале февраля губернатор Луганской области Геннадий Москаль вновь высказал предположение о том, что российские войска осуществляют артиллерийский обстрел украинской территории с территории России в ходе боев, которые активизировались перед подписанием новых минских соглашений на прошлой неделе.
Россия неоднократно отрицала наличие своих войск на востоке Украины, настойчиво повторяя, что войну с правительственными войсками ведут местные ополченцы. Владимир Путин назвал их «добровольцами». «Мы не атакуем — в политическом смысле, ни на кого не нападаем, а только защищаем свои интересы», — заявил он в декабре.
На семьи российских солдат, погибших на Украине, оказывается давление — им запрещают открыто говорить об этом, и, якобы, угрожают лишением льгот и пособий за погибших, если они нарушат запрет, но некоторые начали высказываться, не скрывая правды.
Еще раньше группа Bellingcat, состоящая из журналистов, занимающихся независимыми расследованиями и специализирующаяся на проведении анализа снимков, проследила за передвижениями «Бука», который сфотографировали жители в районе места крушения в тот самый день, когда был сбит самолет, выполнявший рейс MH17, а снимки выложили в сеть. Журналисты из Bellingcat показали, что такая же самая пусковая установка была и у российского «Бука».
Группа также опубликовала отчет о расследовании фактов использования средств поражения, в том числе химического оружия, в гражданской войне в Сирии.
В своем новом расследовании группа Bellingcat сосредоточила внимание на трех артиллерийских обстрелах, осуществленных в июле, когда пророссийские сепаратисты отбили наступление вооруженных сил Украины и вновь захватили большой участок российско-украинской границы. Контрнаступление сепаратистов проходило при поддержке тяжелой артиллерии, что сыграло решающую роль и позволило вытеснить украинскую армию из некоторых районов Донецкой и Луганской областей.
Группа проводила расследование на основе общедоступных спутниковых снимков территорий боевых действий и использовала международно признанные методы анализа воронок в зоне обстрела с целью определения траекторий артиллерийского огня путем наложения полученных данных на фотографии. Расследователи изучили два основных вида воронок: воронки от настильного огня, то есть, от обстрела снарядами под малым углом возвышения (с ярко выраженными областями бокового разлета осколков, расположенными по диагонали от центральной воронки) и воронки от навесного огня, то есть, от обстрела снарядами под большим углом возвышения (воронки треугольной формы, расширяющиеся наружу по направлению к источнику огня). Оба типа воронок подходят для определения траектории артиллерийского удара.
Первый обстрел произошел под Амвросиевкой, где на снимках было обнаружено большое скопление отдельных воронок, образовавшихся в результате артиллерийского обстрела позиций армии Украины 14 июля 2014 года. Общее количество воронок составило 330. По форме воронок была рассчитана средняя траектория артиллерийского удара. Исследователи проложили эту линию на спутниковом снимке места событий в обратном направлении и определили возможную огневую позицию, в районе которой на сельскохозяйственном поле были обнаружены выжженные участки, характерные для реактивных систем залпового огня (РСЗО) типа «БМ». Данная огневая позиция была расположена на расстоянии около 15 километров от границы возле российского хутора Селезнево. При тщательном изучении спутникового снимка на предполагаемой огневой позиции были обнаружены следы от автомобильных колес, по которым можно было определить количество автомобилей, выстроенных в боевом порядке.
В отчете написано: «Видимые автомобильные следы, ведущие к позиции, идут из глубины российской территории». Это заставляет нас сделать вывод, что в случае с данной огневой позицией перемещения военной техники через границу (с Украины в Россию) не происходило.
Второй из исследованных районов артиллерийского обстрела был расположен в районе Червонопартизанска, где в период с 14 июля по 8 августа по подразделениям украинской армии были нанесены массированные артиллерийские удары, в результате которых армия Украины была вынуждена отступить. Изучив спутниковые снимки, исследователи обнаружили 813 воронок. Анализ рассчитанных траекторий в области скопления воронок показал, что всего было нанесено шесть разных ударов с пяти разных направлений. С помощью тех же методов группа определила пять отдельных огневых позиций, четыре из которых расположены на территории России. В четырех из пяти случаев «все видимые следы шин вблизи огневых позиций пролегали исключительно по территории России».
Одна из определенных огневых позиций располагалась вблизи российского населенного пункта Гуково. На шести видеороликах, выложенных местными жителями в YouTube и в еще одной социальной сети, VKontakte, видны залпы РСЗО (реактивной системы залпового огня), после которых в небе оставались огромные клубы дыма. Атака произошла 16 июля. Сопоставив линии взгляда на огневые позиции во время съемки видеороликов, и отметив видимые ключевые детали, члены группы определили точное расположение двух огневых позиций в районе Гуково. На спутниковых снимках в этих местах были обнаружены характерные выгоревшие участки и следы шин.
На видео, снятых местными жителями в Гуково, видно, как ракеты выходят из пусковых установок, поэтому исследователи смогли измерить угол возвышения, под которым производился обстрел. В каждом случае оказалось, что угол составляет 20 градусов. Пользуясь таблицей стрельбы 122—миллиметровыми ракетами из системы залпового огня, которой, вероятнее всего, была «Град» БМ-21, можно предположить, что дальность стрельбы составляла 15-16 километров. А реальное расстояние между предполагаемыми огневыми позициями и местами скопления воронок на украинской территории вблизи границы составляло около 15 километров.
Аналогичные результаты были получены при исследовании третьей территории севернее города Свердловск, где 25 июля по подразделениям украинской армии был нанесен массированный артиллерийский удар, который по сообщениям российских СМИ осуществили луганские сепаратисты. Однако после исследования скопления воронок и расчета траекторий были обнаружены две огневые позиции на территории России, одна из которых находилась на военной базе в районе Павловки рядом с границей.
Стивен Джонсон (Stephen Johnson), специалист по вооружению из Института криминалистики в Крэнфилде, входящего в состав Академии министерства обороны Великобритании, заявил, что использование методов анализа воронок на основе спутниковых снимков «носит фактически экспериментальный характер и часто приводит к ошибкам».
«Это не отрицает значение данного метода, но означает, что все результаты следует оценивать с осторожностью и обязательно подкреплять фактическими материалами», — написал он в электронном письме, ознакомившись с докладом группы Bellingcat. При этом он добавил, что «самым главным в докладе является то, что на границе были выявлены вероятные огневые позиции».
По мнению Джонсона, маловероятно, что обнаруженные обожженные участки на земле и следы шин возникли в результате использования сельскохозяйственной техники. «Они указывают на характерное расположение транспортных средств, которые нередко используются для транспортировки артиллерийских орудий, и вряд ли колеса или гусеницы могут оставлять такие следы, как выжженные участки».