Норвегия осудила аннексию Россией Крыма, дестабилизацию на Украине и присоединилась к санкциям ЕС. Министр обороны, к тому же, заявила о том, что конфликт на Украине создал «долгосрочные изменения» в области политики безопасности.
Кажется, что та политика, которую Норвегия проводила в отношении России при прошлых правительствах, сейчас может измениться. Прошлый курс был разумным и характеризовался твердостью в сочетании с конструктивным диалогом, основанным на геополитической ситуации, в которой мы находились в качестве соседа великой державы. Прежде, чем мы позволим конфликту на Украине разрушить прочные отношения, которые существовали между Россией и Норвегией, нам следует хорошо подумать.
Хорошо было бы глубже вникнуть в историю России за последние 2-3 столетия и попытаться взглянуть на мир глазами русских. Сегодняшнюю Россию можно понять, только если отталкиваться от ее истории, культуры и менталитета.
Нам следовало бы рассмотреть события в их взаимосвязи и попытаться понять, почему Россия перешла к использованию силы, которое мы наблюдаем в последнее время. И нам, вероятно, следует осознать, что это стало реакцией России на то, что страна воспринимает в качестве вмешательства Запада в чувствительную сферу своих интересов.
Россия является великой державой и, даже будучи экономически ослабленной, стремится сохранить этот статус. Запад не смог строить отношения с Россией на равноправной основе и то оскорбление, которое было нанесено российской стороне, доказывает, что сотрудничество не функционирует должным образом. К сожалению, на Западе не хватает знаний о России.
Исторически на внешнюю политику России большой отпечаток накладывает опыт взаимоотношений с Западом. Петр Первый открыл окно на Запад и доброжелательно относился к западному влиянию. Но раз за разом волны нашествий с Запада прокатывались по России. Создавалась потребность в наличии собственной сферы интересов в близлежащих со страной регионах, особенно после распада Советского Союза, когда Россия оказалась окружена суверенными государствами, являвшимися ранее советскими республиками, где проживали большие группы русского населения.
Почему так тяжело понять, что у России есть такие же стратегические интересы в своем ближайшем окружении, как и у другой великой державы — США? Почему нам тяжело понять сигналы Москвы о том, что ЕС и НАТО слишком близко подобрались к России, предложив членство Грузии и Украине? Другая великая держава, США, никогда бы не смирилась с присутствием чужих сил у своих границ. Мы помним кубинский кризис.
Было ли присоединение Крыма и поддержка ополченцев в Восточной Украине реальным политическим ответом на геополитическое продвижение Запада к российским границам?
Для России Украина никогда не будет другой страной. Киев являлся колыбелью России. И почему поддержка Владимира Путина в его стране сегодня высока, как никогда?
В настоящее время взят курс на создание напряженности в отношениях с нашим давним соседом, с Россией, которая понемногу вынуждена разворачиваться на Восток, к Китаю и Индии. В перспективе мы можем потерять Россию на долгие времена. Это не в интересах Норвегии.
Но что же делает Норвегия? Мы отвергли просьбу российской стороны помочь им поднять с морского дна в районе Берлевога обломки самолета с останками четырех молодых русских летчиков и мы не приняли приглашение участвовать в совместной памятной церемонии в честь моряков российского Северного флота, погибших во время Второй мировой войны. Таким ли образом мы высказываем свою благодарность за то, что русские в 1944-1945 годах вышвырнули немцев из Финнмарка и освободили эту норвежскую губернию?
Метта Конгсхем — бывший Посол Норвегии.