В начале прошлого декабря президент России Путин сделал в Стамбуле сенсационное заявление: «Мы отказываемся от трубопровода „Южный поток“. Вместо него мы построим новый трубопровод, который пройдет через Турцию».
Как «Турецкий поток» изменит энергетическую карту региона и мира? «Южный поток» должен был передавать российский газ по дну Черного моря в Европу. Новый трубопровод будет поставлять тот же российский газ через Турцию в обход Украины.
*
Этот и другие вопросы мы адресовали американскому послу в отставке Ричарду Морнингстару (Richard Morningstar). Наша беседа состоялась сразу же после его встречи с министром энергетики Танером Йылдызом (Taner Yıldız). Ее первую часть мы привели в нашей прошлой статье.
Напомним, что Морнингстар был специальным представителем президента Обамы по вопросам евразийской энергетики, а ранее — специальным советником президента Билла Клинтона (Bill Clinton) по вопросам энергетической дипломатии в Каспийском бассейне. Сейчас же он руководит «Глобальным энергетическим центром», созданным им в Вашингтоне под эгидой старейшего мозгового центра США, Атлантического совета (Atlantic Council).
Что будет с TANAP?
Может ли «Турецкий поток» неблагоприятно повлиять на проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), который мы реализуем вместе с азербайджанцами? По мнению Морнингстара, «Турецкий поток» не коснется других проектов в этом регионе. Как отмечает дипломат, реализация проектов «Шах-Дениз» и TANAP успешно продолжается и, что самое главное, связана контрактными обязательствами.
«Более того, Турция нацелена на успех TANAP», — добавляет Морнингстар. Такие же гарантии в тот же день дал министр Йылдыз.
Станет ли «Турецкий поток» помехой для транзита других ресурсов, которые через Турцию могут поступать в Европу, то есть газа Северного Ирака, Восточного Средиземноморья, Туркмении, Ирана? «Если это будет не единственный российско-турецкий трубопровод, и за ним последуют другие (то есть если в Турцию будет поступать больше газа из России), это может повлиять на других поставщиков», — отмечает дипломат.
Почему не США строят АЭС?
Почему турецкую АЭС создает Россия, а не США? Когда в 2010 году с Россией было подписано соглашение о строительстве станции, Морнингстар входил в администрацию Обамы. «Прежде всего замечу, что предложение было сделано не американским правительством, а американскими компаниями. И то, что станцию построит Россия, решала Турция, а не США», — говорит дипломат.
Какой была реакция США на это решение? Морнингстар ограничивается следующими словами: «Это дело Турции, и Турция — суверенная страна. Она поступает так, как считает нужным. До настоящего момента у двух наших стран нас были свои взлеты и падения. Но отношения в энергетике всегда были очень сильными. И мы продолжаем сотрудничество в этой сфере».
Другой представитель американских официальных кругов, с которым мы также обсуждали эту тему, отмечает: «Предложение России было более выгодным, поскольку она полностью берет на себя финансирование строительства АЭС».
И делает важное дополнение: «Американские компании и сейчас могут быть заинтересованы в создании следующей станции или станций в Турции. Однако Турция и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве АЭС. При этом, по американским законам, правительство США не может подписать такой документ».
Что происходит в Восточном Средиземноморье?
Как известно, США поддерживают идею передачи газа из Восточного Средиземноморья (то есть Кипра и Израиля) в Европу через Турцию. Турция - до сих пор в этой игре, несмотря на проблемы с Израилем, Египтом и Южным Кипром? Морнингстар отвечает: «Этого я знать не могу. Но Восточное Средиземноморье представляет грандиозный интерес для всех государств. Мешает политика».
Можно ли обособить политику от энергетики? «До настоящего времени политики всячески противились этому. Но бизнесмены хотят этого больше всего на свете. Включая и тех, что в Турции», — отмечает дипломат.
И напоследок. Если газ из Израиля и Кипра будет по трубопроводу поступать не в Турцию, а в Египет, от Анкары может последовать соответствующая реакция. Как преодолеть проблему Турции с Южным Кипром и Израилем? Слова Морнингстара показывают, как сложна эта ситуация: «Если бы я знал ответ на этот вопрос, я получил бы Нобелевскую премию мира».