Сейчас во Франции все сильнее разгорается полемика вокруг партии «Союз французских мусульманских демократов», которая была сформирована в 2012 году Нагибом Азерги (Nagib Azergui) и ставит перед собой целью «позволить мусульманским гражданам предложить альтернативу в экономической, общественной и политической сферах».
Партия и ее основатель навлекли на себя самую резкую критику, которая свидетельствует о настоящей враждебности. По большей части реакция людей носила эмоциональный, а не рациональный характер: они говорили об исламизации французской политики вроде того, что описал Мишель Уэльбек в своем «Подчинении». Однако вместо того чтобы сыпать оскорблениями, нам стоило бы в первую очередь поприветствовать стремление французских граждан и демократов мусульманского вероисповедания принять участие в политической жизни страны. Сейчас, когда над частью французских мусульман навис призрак радикализма (мы надеемся, что таких людей немного, но с точностью что-то сказать не в силах никто), стоит проявить доброжелательность к тем, кто уважает Республику и нацию. И только потом мы можем и должны высказать критику, потому что она необходима. Ведь эта партия, несмотря на похвальные намерения ее основателя и сторонников, вступает в противоречие с республиканскими принципами. Что еще хуже, выходя на политический уровень, СФМД ослабляет республиканские основы и национальное единство, ставит мусульманскую общину в непростое положение. Почему? Давайте разбираться.
Первая ошибка касается заявленной цели Нагиба Азерги: «позволить мусульманским гражданам...» Нацелившись на определенную категорию граждан на основании их религиозной принадлежности, Нагиб Азерги идет против духа Республики и закладывает религиозный коммунитаризм в фундамент своей партии. Этот момент не следует рассматривать как простую семантику, потому что он бросает вызов конституции, а точнее ее первой (в ней отмечается, что Франция — светская республика, которая гарантирует равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их вероисповедания) и третьей статьям (никакая часть народа или отдельное лицо не могут присвоить себе национальный суверенитет). Давайте уточним: заявленная цель СФМД не подразумевает получение власти на благо одних лишь граждан мусульманского вероисповедания, однако такая нацеленность именно на эту группу, ее постановка в приоритетное положение и представление партии как трамплина для нее, означают, что Нагиб Азерги продвигает противоречащий духу республиканских институтов коммунитаризм.
Вторая допущенная им ошибка касается оправдания существования мусульманской демократической партии существованием христианской демократической партии (у французского населения оно не вызывает неприятия). В последнее время у нас много говорят о светском государстве, и нужно признать, что интерпретация этого понятия может меняться, и что многие люди попросту не понимают его сути. Как бы то ни было, один момент не должен вызывать никаких вопросов: первая и главная цель светской системы заключается в разделении духовных и мирских властей, то есть отграничении религии от политики. Республика уважает верования, но, как отмечается в статье 2 закона 1905 года, она не признает культов. Поэтому в политической сфере нет места никаким религиозным течениям. Но почему тогда, спросит Нагиб Азерги, никого не смущает существование Христианско-демократической партии? Ответ предельно прост: в отличие от СФМД это светская партия. Объясню почему.
Все предложения Христианско-демократической партии носят исключительно политический характер. Понятие «христианский» появляется лишь в ее названии. Кроме того, эти предложения адресованы всем гражданам вне зависимости от их вероисповедания, потому что ни одно из них не обусловлено религией. Христианские догмы ни разу не были отражены ни в одном проекте ХДП. Чего опять-таки нельзя сказать об СФМД. От обучения арабскому языку в школах до расширения торговли халяльным мясом, от стремления сделать в образовании упор на Африке, колонизации и войне в Алжире до формирования исламских финансов — все это совершенно явно несет на себе отпечаток мусульманской догмы.
Так, например, на сайте СФМД отмечается следующее: «Мы хотим использовать козырь нашей этики, чтобы предотвратить новые кризисы в будущем путем формирования исламских финансов». Определение «наша» в «нашей этике» прекрасно передает коммунитаристский настрой автора этого предложения. Далее, он рассматривает ислам (а именно исламские финансы) как средство справиться с кризисами капитализма. В программе ХДП ничего похожего нет. Кроме того, в светской позиции не может быть места смешению религиозной догмы с теориями политической экономики.
Христианские интеллектуалы уже давно размышляют о воздействии христианской духовности на наше понимание политики и экономики, однако этот мыслительный процесс протекает внутри гражданского общества, а не политической партии. Идеи Нагиба Азерги заслуживают уважения, как и любые другие, но он должен был бы поднимать их в гражданском обществе, а не в политической партии. Самое удивительное в том, что надгосударственные институты не обозначили свою позицию на этот счет сразу же после формирования СФМД и не запретили его, напомнив создателю партии, что ее основы противоречат общественному договору Республики.
Фредерик Сен Клер, математик, экономист и консультант.