Долгое время по скованному льдами Северному морскому пути суда могли ходить лишь на небольшие расстояния. Но сейчас, в результате таяния льдов, вызванного глобальным потеплением, летом путь стал открываться для кораблей. Однако риск попадания в ледяную ловушку никуда не исчез. На этом фоне исследователи с удвоенными силами ищут возможность прогнозировать движение льдов и обеспечивать безопасное прохождение по маршруту.
Множественные семинары для предприятий
По информации американского аэрокосмического агентства, за последние 30 лет температура в Арктике, по сравнению с остальными регионами, выросла в два-три раза. Заметнее всего льды тают по сентябрям. Площадь льдов начали измерять в 1978 году, и с тех пор она постоянно сокращалась. По некоторым прогнозам, существует возможность, что в середине XXI века летом льдов здесь вообще не будет.
В настоящее время путь из Токио в Нью-Йорк через Панамский канал (18 тысяч километров) и из Токио в Роттердам через Суэцкий канал (20 тысяч километров) занимает около 40 дней. Если идти по Северному морскому пути, то оба расстояния сокращаются до 13 тысяч километров. Дорога будет занимать всего лишь 25 дней.
В связи с этим в последнее время проводятся различные встречи, посвященные вопросам открытия этого пути и обеспечения безопасности.
В ноябре прошлого года состоялся семинар, который был организован Национальным институтом полярных исследований. На нем обсуждалось движение льдов и другие вопросы, связанные с Севморпутем. Из 150 участников половина была представлена служащими торговых и судоходных компаний. Начальник проектного отдела японской North Japan Port Consultants Нацухико Оцука (Natsuhiko Otsuka) сообщил следующее: «Если пользоваться Севморпутем, то топливные расходы сократятся на 30-40%. Благодаря этому сократятся и вредные выбросы в атмосферу. [Здесь] отсутствует риск пиратского нападения. Тем не менее лед пока еще есть. Необходимо укреплять корпусы кораблей».
В январе этого года японское министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма провело связанную с этой темой встречу, на которую были приглашены специалисты из США, России, Норвегии и Канады. В Северном Ледовитом океане крайне затруднительно осуществлять работы по спасению судов, запертых во льдах, а также по сбору разлившейся нефти. Участники семинара согласились, что странам, планирующим направлять суда по Севморпути, необходимо сообща тренировать персонал и прогнозировать состояние льдов.
Начало разработки системы
В настоящее время команда Токийского университета занимается прогнозированием состояния льдов по трем направлениям: состояние льдов через пять-семь дней для выбора маршрута, состояние льдов через несколько месяцев для планирования транспортировки и состояние через 20-30 лет, оказывающее влияние на строительство судов.
К выработке среднесрочного прогноза приступили в 2010 году. Прогноз о состоянии льдов в сентябре, когда их площадь наименьшая, делается на основе данных со спутников, полученных в зимний период. В прошлом году прогнозы были составлены в мае, июне и июле. Они были близки к реальному распределению льдов. Нориаки Кимура из Национального института полярных исследований, отвечающий за этот проект, отмечает, что во время прохождения по маршруту важна также толщина льдов. Поэтому, по его словам, следующая задача — прогнозирование толщины ледяного покрова.
В следующем году команда приступит к разработке системы для прогнозирования положения льдов с точностью до 20 километров. В следующем году также начнутся исследования в области долгосрочного прогнозирования. «Мы хотим предоставлять всю необходимую информацию для того, чтобы обезопасить движение во льдах. Надеюсь, что Япония будет играть роль узлового порта, поскольку она находится близко к Северному морскому пути», — говорит руководитель проекта, профессор Токийского университета Хадзимэ Ямагути (Hajime Yamaguchi).