Дания потрясена. Перепуганная еврейская община просит защиты, хотя два теракта в минувшую субботу не были столь уж неожиданными. В обществе господствовала уверенность в том, что рано или поздно террор нанесет удар и по тихому королевству. В минувшие десятилетия в Данию прибыли толпы иммигрантов из мусульманских стран, которые, с одной стороны, пользовались всеми благами и льготами социального государства, а с другой стороны, категорически отказывались интегрироваться и вливаться в местное общество. Как правило, они ревностно придерживаются исламского образа жизни, все более радикального. Число мечетей неуклонно растет, имамы приезжают в Данию из других стран, причем часть проповедников известны продвижением крайнего религиозного экстремизма.
Маленькая еврейская община, сосредоточенная в Копенгагене, давно чувствует угрозу. Полгода назад на фоне антитеррористической операции «Нерушимая скала» преступники проникли в еврейскую школу. В прошлую субботу, узнав о первом теракте, лидеры еврейской общины немедленно попросили полицию выделить дополнительную охрану для общинных институтов. Полиция откликнулась на эту просьбу, но террорист, как позднее выяснилось, оказавшийся палестинцем, все равно сумел убить охранника и ранить двоих полицейских.
Премьер-министр Дании поблагодарила полицейских за проделанную самоотверженную работу, и так же поступили лидеры разных политических партий, но при этом все старательно избегали задать тяжелый вопрос о том, как же террорист сумел дважды убить мирных граждан и ранить нескольких полицейских и скрыться. Когда один журналист все-таки попытался добиться от премьер-министра ответа, она сказала, что «в отличие от других стран (США?), мы не стреляем первыми».
Эти слова демонстрируют, что глава правительства Дании, хотя и выражает сочувствие и солидарность с жертвами террора, осуждает насилие и даже посетила синагогу на следующий день после теракта, совершенно не понимает сути происходящих процессов. Ей почему-то кажется, что лучше всего действовать пассивно. Хелле Торнинг-Шмитт (Helle Thorning-Schmidt) отказывается признать, что Дания, как и многие другие западные государства, втянута в тяжелую борьбу с исламским фундаментализмом. Но все было давно известно, радикальные исламисты пустили корни и в этой стране. Например, в процентном отношении Дания стала второй в Европе по числу граждан, примкнувших к террористической организации «Исламское государство».
В воскресенье Торнинг-Шмитт сказала, обращаясь к еврейской общине: «Мы не хотим вас потерять, вы важная часть датского общества». Но евреи Дании охвачены страхом. Мне довелось побеседовать с несколькими представителями общины, и должен признать, что слова главы правительства Израиля, позвавшего их репатриироваться, встречены с благодарностью. Один за одним они повторяли, что Нетаньяху прав. Из этого не следует, что нам нужно готовиться к «волне репатриации» из Дании. В маленьком социальном государстве жить очень комфортно, и большинство членов общины останутся и будут продолжать вести жизнь между двумя полюсами, исламским экстремизмом и ускоренной ассимиляцией.
От политического руководства тоже не следует ожидать перемен. Полиция и службы безопасности получат дополнительные ресурсы, премьер-министр продолжит сочувствовать жертвам и подбадривать пострадавших, осуждать террор и настаивать, что Дания остается на стороне добра. Выводы и перемены продержатся до следующего теракта. При этом Дания не пойдет ни на какие решительные меры и не постарается положить конец деятельности радикальных исламистов, не депортирует и не лишит гражданства проповедников, подстрекающих к насилию.
В последние дни звучали иные голоса, например, заместитель председателя правой партии Эсперсен (Lene Espersen), депутат датского парламента и друг Израиля, открыто возложила на правительство ответственность за создавшееся положение. По ее словам, власти довели ситуацию до кризиса слишком либеральной политикой иммиграции. Газета «Йиландс Постен» (Jyllands Posten) в редакторской статье в понедельник призвала переосмыслить политику и прекратить резко критиковать Израиль, союзника Европы в борьбе с исламским экстремизмом. Но пока это лишь отдельные призывы, и не похоже, что новое мышление широко распространилось среди датчан.
Автор — преподаватель Университета Бар-Илана и Ашкелонского колледжа, уроженец Дании (сын бывшего главы еврейской общины этой страны) и эксперт по датско-израильским отношениям