Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тяжелая артиллерия

Желание поставлять Украине оружие понятно, но это может ухудшить ситуацию

© AP Photo / Efrem LukatskyУкраинские солдаты во время встречи с Петром Порошенко на военной базе рядом с Житомиром
Украинские солдаты во время встречи с Петром Порошенко на военной базе рядом с Житомиром
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия в состоянии и готова перекозырять любую военную поддержку, которую Запад окажет Украине. В прошлом году стало ясно, что Путин не допустит военного поражения своих войск в восточной Украине. Каждый раз, когда ход войны разворачивается в пользу украинцев, на другой стороне появляются еще более значительные дополнительные силы и отбрасывают их назад.

После очередной уже обреченной на провал попытки добиться урегулирования украинского конфликта за столом переговоров лидеры Запада больше не могут делать вид, что агрессию Путина можно остановить без оказания ей серьезного противодействия.

Многие в Америке и некоторые в Европе считают, что нужно начать поставки оружия Украине. Такой шаг несложно обосновать с эмоциональной и моральной точки зрения, видя, как плохо вооруженные украинские добровольцы идут в неравный бой против самого современного российского оружия. Однако о любой политике надо судить не по сиюминутным ощущениям, а по ее результатам, и в этом конфликте все оценки военных действий необходимо начинать с одного главного факта: западные страны не будут воевать с Россией, чтобы защитить Украину.

Вывод суровый — Россия в состоянии и готова перекозырять любую военную поддержку, которую Запад окажет Украине. В прошлом году стало ясно, что Путин не допустит военного поражения своих войск в восточной Украине. Каждый раз, когда ход войны разворачивается в пользу украинцев, на другой стороне появляются еще более значительные дополнительные силы и отбрасывают их назад.

До сих пор Путину — думается, в силу внутриполитических соображений — было важно поддерживать фикцию, что российские войска не участвуют в боях на востоке Украины, но сохранение этой завесы лжи реально ограничивает площади, которые могут захватить «сепаратисты». Поставка оружия США украинским войскам дала бы Путину отличный повод отказаться от этой фикции. Несколько американских противотанковых ракет можно легко преподнести как прямую угрозу безопасности России, а затем «в целях защиты» небо Украины заполнит российская военная авиация, а российские танки обеспечат сухопутный путь к изолированному до сих пор Крыму.

В том случае, если российские вооруженные силы начнут активное участие в войне, продолжение поставок западного оружия Украине будет означать полшага от войны с Россией. Поставки почти наверняка будут прекращены. Украина окажется в еще худшей ситуации, чем сейчас.

С учетом этих аспектов такие комментаторы, как редактор The Economist Эдвард Лукас, которого никто не может заподозрить в слишком мягком отношении к путинской России, считают, что поставки оружия Украине могут принести больше вреда, чем пользы. «Это может позволить людям в далеком Вашингтоне чувствовать, что они отважные и твердые, однако это не является необходимым и достаточным предварительным условием для прекращения конфликта на выгодных условиях», — пишет Лукас в издании Еuropеan Voice.

Так что же делать, чтобы реально обуздать Путина?

Во-первых, надо оказать всевозможную помощь Украине, чтобы она смогла стабилизировать свою экономику и осуществить необходимые реформы управления. На прошлой неделе Международный валютный фонд сообщил, что в течение ближайших четырех лет Украина получит от МВФ и других западных государств и организаций помощь в размере 40 миллиардов долларов. При необходимости нужно дать еще больше и активно подключиться к процессу реформ. Успешная, демократическая Украина — это серьезная угроза для существования режима Путина, и возможная европеизация Украины после свержения Януковича была важнейшей причиной для начатой Кремлем агрессии.

Во-вторых, нужно усиливать экономические санкции, которые уже теперь показывают свою эффективность.

У Лукаса есть несколько рекомендаций. Можно ввести широкий запрет для российской элиты на въезд в ЕС и США — для 10 000 человек и членов их семей. Можно начать активное расследование в отношении западных банкиров, адвокатов и бухгалтеров, которые  помогли Путину и его друзьям спрятать деньги за Западе. ЕС может, наконец, начать дело против Газпрома в связи с искажением рынка, которое грозит послушному Кремлю осьминогу штрафом в 10 миллиардов евро. Если российские военные самолеты продолжают опасные полеты у границ западных стран, можно запретить российской гражданской авиации приземляться в наших аэропортах.

Профессор Университета Тафтса Даниэль Дрезнер в статье в The Washington Post дополняет этот перечень. Он предлагает восстановить CoCom — созданный во время холодной войны, но ликвидированный в 1994 году координационный комитет, который обеспечивал, чтобы члены НАТО и дружественные альянсу государства не поставляли противнику стратегически важные технологии. Необходимо также продвигаться вперед к договору о свободной торговле между США и ЕС, стратегическое значение которого как подтверждение солидарности Запада возрастает с каждым днем.

К списку санкций нужно добавить также отключение России от международной сети банковских перечислений SWIFT. Этот шаг комментатор Financial Times Гидеон Рахман со ссылкой на некое высокопоставленное должностное лицо США оценивает, как максимально тяжелый — на десятку по десятибалльной системе. «Пока мы находимся только в пределах двух-трех баллов», — сказало должностное лицо.

Такие меры не только существенно усилят давление на Россию, но и (что также немаловажно) продемонстрируют Кремлю, что Запад един и готов противостоять его агрессии. Деньги и санкции — тяжелая артиллерия Запада, которая может ударить по слабым местам Путина, и на которую у него нет ответа. Эти экономические стволы должны начать стрельбу.