Перемирие, установленное на Донбассе в результате соглашений, подписанных в Минске всего неделю назад, не продержалось и трех дней. Точнее, оно по-настоящему и не начиналось, поскольку не прекращались бои вокруг Дебальцево, стратегического железнодорожного и дорожного узла, расположенного между двух повстанческих бастионов — Донецка и Луганска. В среду утром под давлением пророссийских сепаратистов, которые вошли в город во вторник, украинская армия была вынуждена оставить свои позиции после десяти дней ожесточенных боев. Для Европейского союза речь идет об «очевидном нарушении режима прекращения огня». Но Россия, в целом, демонстрирует удовлетворение. «Решение о прекращении огня соблюдается практически по всей линии фронта, — заявил в среду Министр иностранных дел России Сергей Лавров, — в то время как во многих регионах ополченцы публично заявили о готовности начать отвод тяжелого вооружения. Единственным исключением остается Дебальцевский котел».
Таким образом, в Москве считают, что это «исключение» на настоящий момент не ставит под вопрос Минские договоренности, к тому же в отношении Дебальцево никто никогда ничего не обещал. Сепаратисты, которых Владимир Путин заставил принять Минские соглашения, тут же заявили, что условия прекращения огня неприменимы к этому болезненному участку фронта. Глава самопровозглашенной Донецкой республики Александр Захарченко пояснил, что его войска «прекратят огонь везде, кроме внутренних регионов провозглашенной республики», предупредив, что «любая попытка киевских солдат выйти из окружения в Дебальцево будет пресечена». Москва не осудила эту воинственную позицию, которая, между тем, ставит под угрозу заключенные с таким трудом соглашения. «Украинские вооруженные силы, которые находятся в этом котле, безусловно, попытаются выйти из окружения после объявления о прекращении огня, нарушая, таким образом, режим перемирия. Такая угроза существует», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Владимир Путин, постоянно напоминая о необходимости придерживаться Минской дорожной карты, призвал украинских солдат сдаться перед лицом неотвратимого наступления повстанцев, освобождая таким образом последних от ответственности за препятствование мирному процессу. «Я очень рассчитываю на то, что ответственные лица в украинском руководстве не будут мешать украинской армии складывать оружие, — заявил во вторник российский президент во время своего визита в Будапешт. — Если они сами не в состоянии принять этого ответственного решения и отдать такой приказ, то, во всяком случае, не будут преследовать людей, которые хотят сохранить свою жизнь и жизнь других людей».
В ходе переговоров с Олландом, Меркель и Порошенко Путин уже потребовал сдачи украинской армии и в итоге добился того, что режим прекращения огня вступал в силу лишь через четыре дня после подписания соглашений. «С самого начала Путин совершенно очевидно хотел дать сепаратистам время захватить Дебальцево. Четырех дней им не хватило, они взяли целую неделю», — прокомментировал ситуацию Николай Петров из Высшей школы экономики. Почему Кремль придает этому участку фронта такое большое значение, что даже готов одобрить нарушение сепаратистами условий перемирия? «Это чисто военная логика, — поясняет Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". — Нужно было довести операцию до конца, нельзя было прерывать ее на полпути, когда сепаратисты были в двух шагах от победы».
Перед тем как отправиться на восток, украинский президент Петр Порошенко подтвердил, что его войска покинули Дебальцево. «Сегодня утром украинские военные силы вместе с Национальной гвардией завершили операцию по эвакуации, спланированную и проведенную нашими подразделениями в Дебальцево», — заявил он в своем обращении к народу. — На настоящий момент 80% наших подразделений покинули фронт«. Во вторник после наступления повстанцев Порошенко призвал Запад отреагировать на это «циничное нарушение Минских соглашений» и режима прекращения огня, потребовав «жесткого» ответа агрессору, коим является Россия, и повторив Вашингтону свою просьбу о поставках оборонительного вооружения Украине.
Но решение оставить Дебальцево в руках сепаратистов также может стать решающим моментом, который наконец позволит обеспечить деэскалацию украинского конфликта. «Это был самый горячий и проблемный участок фронта, который ставил перемирие под угрозу, — замечает Петров. — Ситуация, которая еще вчера казалась безвыходной, кажется, более-менее решена». Вопрос лишь в том, ограничатся ли сепаратисты этой победой, которая позволила им объединить подконтрольную территорию, или же, игнорируя собственные обязательства, данные Киеву, Парижу, Берлину и Москве, продолжат наступление на Запад, в частности, нацелившись на портовый Мариуполь.