Недавно московский градоначальник Сергей Собянин осуществил то, о чем говорил уже давно и чего ждали жители столицы, он таки объявил войну уличным ларькам. Снос киосков сделал улицы центра Москвы неожиданно просторными, а дорогие бутики на открывшемся просторе стали еще заметнее. Поэтому при приближении к месту проведения субботнего «Антимайдана» в столице создавалось контрастное впечатление — будто из мира капитализма ты попадаешь в ролевую игру или авангардистскую театральную постановку — на фоне сверкающих витрин магазинов премиум класса появлялось все больше и больше людей в казачьей форме и суровых мужчин военной выправки в камуфляже и с георгиевскими лентами.
Колонны «Антимайдана» строились на Петровке, куда можно было попасть через два ряда металлоискателей. На них, правда, особо не досматривали. Петровка — улица достаточно узкая, и участникам акции на ней было заметно тесно. Организаторам понадобилось приложить заметные усилия многочисленных активистов с мегафонами, чтобы люди друг друга не подавили. Но «Антимайдан» продемонстрировал организованность и слаженность.
Тысячи людей собрались под флагами «Боевого братства», тысячи — от «Офицеров России», можно было распознать около пяти разных вариантов казачьих мундиров, колонна МЧС в своей форме. «Ночные волки», идущие вместе с московскими чеченцами, с флагами клуба «русских мотоциклистов», портретами Ахмата Кадырова и лозунгами «Путин и Кадыров спасут Россию от Майдана». Были и другие — не столь массово представленные структуры — вроде партии «Патриоты России», федерации карате-кекусинкай и официозных профсоюзов. От правящей партии была заметна лишь «Молодая гвардия Единой России».
Во главе шествия встали «главный байкер страны» Александр Хирург Зладостанов, Антон Демидов, один из лидеров движения «Россия Молодая», и Олег Царев, один из лидеров донбасских сепаратистов. Флаги и лозунги у всех яркие, агрессивные по цвету и содержанию. Зажатый между массивной Генпрокуратурой, бутиками и патриотами музей ГУЛАГа как будто вжался в окружающие здания.
Однако, не смотря на грозность лозунгов и внешнюю суровость участников мероприятия, по данным полиции, все обошлось без происшествий — никто никого не бил, ничего не ломал.
Организаторы явно не стремились распалить и завести толпу: не было даже общих скандирований. Напротив, казалось, что мероприятие несет даже некий образовательно-просветительский уклон: по пути шествия «Антимайдана» были расставлены яркие экраны, с которых собравшимся рассказывали о десятках тысяч жертв арабских революций, о том как там (и, конечно, на Украине) упал уровень ВВП, средний доход на душу населения и во сколько раз выросла инфляция.
Участники могли узнать, например, о том, что украинская революция унесла жизни 50 тысяч человек на потеху Петру Порошенко, подробно разбиралась гибель людей в Одессе 2 мая 2014 года, а ответственность за нее возлагалась только на украинских националистов. Иногда с экранов звучала разноплановая музыка, особенно запомнился геополитичекий рэп о том, как Ярош и Обама разожгли искру третьей мировой войны, а русских, украинцев и белорусов ничем не разделить.
Практически все лозунги так или иначе пересказывали простой посыл — «Нет Майдану», особой дискуссии на этот счет не было заметно. Были плакаты против Немцова, Навального, Макаревича, Ходорковского. Как, кстати, и флагов ДНР и ЛНР.
Митинг после шествия по иронии состоялся на площади Революции и был коротким: на нем запомнилась речь женщины из Одессы о трагедии 2 мая — действительно, берущая за душу. Выступления остальных патриотов не отличались многообразием: нельзя допустить Майдана в России, но раз здесь нас уж так много собралось, наверное, никакой Майдан нам и не грозит.
Погода в Москве в предпоследние выходные зимы выдалась теплая и солнечная, так что участники «Антимайдана» еще долго гуляли после акции рядом с Кремлем, внося своим колоритным внешним видом некое разнообразие в обычный пейзаж центра столицы.
Александр, рабочий в шарфе «Антимайдан»: «Замечательное впечатление, столько искренних людей пришло. Я вас не знаю, так что о структуре «Антимайдана» рассказывать не буду: язык до Киева доведет... Хотя мы в Киеве и так скоро намерены быть!».
Семен, белгородский казак: «Всей правды нам не говорят! Из-за толерантности боятся разъяснить, что виноваты в Майдане жиды и сектанты. Турчинов — баптист, Коломойский — спонсор карателей! Нам говорят, что нужно действовать мирно — но как же так, ведь идет война!».
Андрей, доброволец ДНР: «Я сам с Донбасса, мой братишка — из Одессы. Мы давно уже в Москве живем, но я ездил воевать в Донецк добровольцем.
Мы сидели бухали у себя в Люберцах, увидели по телевизору, что такая движуха, и приехали тоже маршировать! Вот у меня — советский флаг, с серпом и молотом. Его весь мир боялся! У братишки — российский триколор! Сейчас все начинают бояться и флага новой России!».
Валерий, работник сферы рекламы: «Я приехал к концу мероприятия, раньше не ходил. Много нелепых, странных, необычных людей. Но в следующий раз тоже приду, мне с ними понравилось».